Декоративная роль науки
Основные тенденции развития казахстанской политологииУниверситетское образование оторвано от процесса формирования аналитическог...Основные тенденции развития казахстанской политологии
Университетское образование оторвано от процесса формирования аналитического рынка. Таковы некоторые итоги экспертного опроса, проведенного ЦАИ «Альтернатива» при поддержке Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования.
Именно такого мнения придерживаются 72% респондентов, оценивая вклад отечественных высших учебных заведений в развитие аналитического рынка Казахстана. Критическую позицию по отношению к сфере высшего образования поддерживают еще 14% опрошенных, которые считают, что именно политических аналитиков в вузах готовят хуже, нежели аналогичных специалистов в других отраслях науки. Сюда же следует добавить и точку зрения еще 2% респондентов, считающих, что казахстанские вузы не способствуют развитию аналитики.
Вместе с тем 12% опрошенных придерживаются прямо противоположных взглядов, утверждая, что вузы принимают активное участие в формировании аналитического рынка республики.
Напомним, что опрос был проведен среди участников II-го Конгресса политологов Казахстана. Всего было опрошено 50 человек, представляющих научно-исследовательские структуры, госорганы, учреждения образования, неправительственные организации и средства массовой информации.
Прежде всего, респондентам было предложено оценить современное состояние казахстанской политической науки. Большинство из них (36%) в этом отношении убеждены в том, что уровень данной отрасли знания снижается. Мнения еще двух групп опрошенных, равных друг с другом в количественном соотношении (по 28%), разошлись между противоположными точками зрения – процессом наращивания научного потенциала и процессом стагнации политической науки.
Остальная часть респондентов (по 2%) распределили свои ответы следующим образом:
– уровень политической науки находится на начальной стадии;
– идет постепенное развитие политической науки, но много препятствий мешают этому процессу;
– отсутствует развитие как позитивных, так и негативных моментов.
Наконец, еще 2% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Характеризуя уровень политической науки Казахстана в сравнении с другими странами мира, 66% респондентов считают, что он является средним по меркам Содружества Независимых Государств (СНГ).
Иного мнения придерживаются 18% опрошенных, уверенных в том, что казахстанская политология находится ниже среднего уровня стран СНГ. Тогда как 10% респондентов полагают, что она по своему уровню ничем не уступает российской политологии. По мнению еще 6% опрошенных, политическая наука Казахстана находится на уровне развивающихся стран.
Нельзя не подчеркнуть, что никто из опрошенных экспертов вообще не отметил такие варианты ответа на соответствующий вопрос, как «находится на уровне развитых стран» и «является лидирующей среди стран СНГ». Данное обстоятельство свидетельствует о тот, что по своему современному уровню политологии Казахстан заметно отстает от стран дальнего зарубежья и практически ничем не выделяется среди других постсоветских государств.
Респондентов попросили также отметить наиболее важные проблемы отечественной политической науки. Их ответы позволили составить следующий рейтинг соответствующих проблем: 1. Отсутствие устойчивых научных школ в сфере политологии – 66%; 2. Недостаточный уровень затрат из государственного бюджета на финансирование политической науки – 50%; 3. Низкое качество отечественного политологического образования – 48%; 4. Невостребованность специалистов в области политологии на рынке труда, а также острая нехватка квалифицированных научных и преподавательских кадров – 44%; 5. Отсутствие благоприятных политических условий для развития политической науки в целом – 38%; 6. Разобщенность представителей политологического сообщества – 36%; 7. Политическая ангажированность, самоцензура, отсутствие многовекторного менталитета у специалистов казахской национальности и незнание государственного языка – 2%.
Как видно из этих ответов, наиболее актуальной проблемой казахстанской политологии является отсутствие на сегодняшний день в данной сфере устойчивых научных школ, что серьезно сдерживает ее развитие.
При оценке респондентами уровня подготовки специалистов в области политологии в рамках различных направлений образования и практического приложения соответствующих знаний была использована балльная система подсчета с ранжированием от 1 (наименьший балл) до 6 (наибольший балл) баллов и выведением среднего балла. По результатам полученных на данный вопрос ответов был составлен следующий рейтинг: деятельность научно-исследовательских организаций – 3,27 балла; докторантура – 3,17 балла; аспирантура – 3,13 балла; бакалавриат – 3,04 балла; магистратура – 3 балла; соискательство – 2,97 балла; научно-исследовательская работа в вузах – 2,7 балла; курсы повышения квалификации – 2,46 балла.
Таким образом, респонденты полагают, что наибольшую подготовку в области политической науки специалисты данной отрасли знания получают в прикладном процессе, связанном с их непосредственным участием в деятельности профильных научно-исследовательских организаций.
В рамках настоящего исследования также была сделана попытка выявления уровня развития казахстанской политической науки на современном этапе, исходя из оценки так или иначе характеризующих его критериев. Результаты ответов на данный вопрос выглядят следующим образом.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.