Вагончик тронется – завод останется
В Казахстане инвестируют в вагоностроениеМного этой осенью говорят чиновники и бизнесмены о необходимости развития вагоностроени...В Казахстане инвестируют в вагоностроение
Много этой осенью говорят чиновники и бизнесмены о необходимости развития вагоностроения в Казахстане. Так, на заседании Совета экспортеров при министерстве индустрии и торговли Николай Радостовец, президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана, отметил, что произведенная рядом предприятий продукция на миллионы долларов нуждается в перевозке, невозможной из-за нехватки вагонов, и данная ситуация не единственный факт. Тогда же, Галым Оразбаков, министр индустрии и торговли РК, предложил отечественным экспортерам инвестировать в вагоностроение. Кроме того, в начале октября был представлен проект «Программы развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2020 года», разработанный национальной компанией и Министерством транспорта и коммуникаций Казахстана.
Как пояснили «Капитал.kz» в АО «НК «Казахстан темир жолы», износ парка грузовых и пассажирских вагонов очень высокий. В период до 2020 года подлежат списанию 40% грузовых вагонов (37854 единицы), 60% локомотивов (1055 единиц), 52% пассажирских вагонов (949 единиц).
Несложно представить, куда полетит казахстанский паровоз вместе со всей железнодорожной инфраструктурой и где остановится, если в скором времени не наладить производство грузовых и пассажирских вагонов. В АО «КТЖ» выход видят в «развитии собственного машиностроения, что позволит полностью обновить и модернизировать основные средства производства отрасли, а также удовлетворит потребности населения, экономики и государства в перевозках».
21 октября Внешэкономбанк подписал меморандум о сотрудничестве с АО «Казахстан темир жолы» и ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Меморандум о сотрудничестве был подписан в рамках состоявшегося 13-го заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Казахстаном и Российской Федерацией в Астане. Одним из главных объектов инвестирования в рамках данного соглашения должно стать строительство нового вагоностроительного предприятия в Казахстане. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» – это самый крупный производитель танков и вагонов в России. Несмотря на сокращение производства в связи с кризисом, предприятие планирует выпустить не менее 10 тысяч вагонов в 2009 году, а ведь доля военной техники в общем объеме производства «Уралвагонзавода» достигает 50%.
«Планируется, что предприятие будет производить ежегодно 3000 вагонов, в перспективе это количество может возрасти до 5000. На заводе будут выпускать различные типы грузовых вагонов: полувагон для перевозки массовых грузов, крытый вагон, вагон-цистерну для перевозки нефтепродуктов, вагон-цистерну для перевозки сжиженного газа, – пояснили «Капитал.kz» в КТЖ. – Начало реализации проекта запланировано на июль 2011 года, выход предприятия на проектную мощность намечен на июль 2015 года. Проект предусматривает строительство предприятия и приобретение оборудования нового поколения с учетом современных экологических норм, разработку проектно-конструкторской документации на вагоны, обучение персонала и обеспечение программных продуктов».
Сегодня в Казахстане реализуется 4 крупных проекта в рамках развития собственного машиностроения. По информации КТЖ, ведется строительство локомотивосборочного завода в Астане, который был презентован 3 июля текущего года. Этот проект национальная компания осуществляет с мировым лидером железнодорожного машиностроения – американской компанией «Дженерал Электрик», для которой данный контракт является крупнейшим за всю историю компании, осуществляемый за пределами Северной Америки. Строительство завода оценивается в $141 млн., а дальнейшее сервисное соглашение подписано на $500 млн. Выпуск первого тепловоза серии Evolution запланирован на декабрь 2009 года. Уже в течение следующего года намечается произвести 27 локомотивов. Проектная мощность завода – 150 тепловозов в год. Технические характеристики данного локомотива превышают существующие аналоги эксплуатируемых машин в несколько раз. Продукция завода позволит полностью удовлетворить потребность в тепловозах в Казахстане, и будет экспортироваться в страны ближнего и дальнего зарубежья. Строительство завода – это следующий шаг в обновлении локомотивного парка Казахстана. Кроме того, Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве получит новейшие технологии локомотивостроения. Новый тепловоз рассчитан на уменьшение выбросов в окружающую среду.
Также ведется строительство завода по производству грузовых вагонов на базе ТОО «Таман» в Экибастузе. Проектная мощность – 2 500 вагонов в год. Участниками проекта определили ТОО «Ремонтная корпорация «Қамқор» и АО «Востокмашзавод». При этом следует отметить, что АО «Востокмашзавод» в текущем году завершает внедрение современной технологии производства крупного литья на грузовые вагоны. Инновационность проекта, как отмечают в АО «КТЖ», заключается в создании гибкого автоматизированного производства, основанного на применении роботов и микропроцессорной техники, стендов-трансформеров, позволяющего в перспективе организовать выпуск различных видов и моделей грузовых вагонов. Уже сейчас собраны опытные образцы полувагонов, и до конца текущего года будут проведены сертификационные испытания с получением необходимых сертификатов соответствия. С 2010 года планируется организовать их серийное производство.
Еще одним прорывным проектом в АО «КТЖ» отмечают производство электровозов на базе существующего предприятия «Байтерек А» в городе Атбасар. «Это предприятие уже занимается модернизацией грузовых электровозов с продлением срока службы на 20 лет. В целях решения поставленной задачи в 2008 году в АО «Байтерек А» начаты работы по реализации первого этапа подготовки производства к строительству новых электровозов – строительство кузовного цеха. В течение двух лет запланировано строительство еще 2 цехов: сборочного и по изготовлению асинхронных тяговых двигателей. С завершением второго и третьего этапов завод будет готов полностью удовлетворять потребности национальной компании в современных электровозах. В настоящее время ведутся переговоры о совместной реализации проекта строительства грузового электровоза с представителями таких крупнейших компаний как Siemens AG, Альстом, а также с российской компанией «Трансмашхолдинг».
Не менее значимым проектом является производство пассажирских вагонов на базе Алматинского вагоноремонтного завода. Проектная мощность – 150 вагонов в год. Стоимость реализации данного проекта составляет $60 млн. Участниками проекта являются КТЖ и российское предприятие «Трансмашхолдинг». В ближайшее время планируется выпустить первые 10 пассажирских вагонов.
Но, как говорится, на зарубежные инвестиции надейся, а сам не плошай. Вот и в АО «КТЖ» говорят, что начато сотрудничество и с частными отечественными предприятиями. Выпуск грузовых вагонов организовали такие организации как АО «ЗИКСТО» (Петропавловск) и Аральский вагоностроительный завод (Аральск).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.