Медленный, но все же подъем
Перспективы развития мировой экономикиСогласно обзору Международного валютного фонда о перспективах развития мировой экономики,...Перспективы развития мировой экономики
Согласно обзору Международного валютного фонда о перспективах развития мировой экономики, возобновился рост, которому способствуют высокие экономические показатели стран Азии и стабилизация или небольшой подъем в других регионах. В странах с развитой экономикой беспрецедентные государственные интервенции привели к стабилизации экономической активности, а в ряде стран даже способствовали возврату к небольшому положительному росту. Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны в целом больше продвинулись в достижении подъема; ведущую роль в этом сыграла активизация роста в странах Азии. Повысившиеся за последний период цены на биржевые товары и принятие поддерживающих мер политики благотворно сказываются на экономике многих из этих стран. Многие государства Европы с формирующимся рынком и СНГ особенно пострадали от кризиса, и развитие ситуации в этих странах в целом отстает от других стран.
Подъем все еще происходит медленно, и активность остается намного ниже докризисных уровней. Основными факторами улучшения экономической ситуации являются оживление в обрабатывающей промышленности и поворот цикла накопления запасов; при этом наблюдаются некоторые признаки постепенной стабилизации розничной торговли, восстановления потребительской уверенности и укрепления рынков жилья. Ввиду улучшения перспектив вновь повысились цены на биржевые товары по сравнению с низкими уровнями, имевшими место ранее в этом году, и объем мировой торговли начинает расти.
Импульсом для этого оживления стали действенные меры государственной политики, принятые в странах с развитой экономикой и многих странах с формирующимся рынком, которые обеспечили поддержку спроса и практически развеяли опасения глобальной депрессии. Эти опасения были одной из причин самого резкого спада мировой активности и торговли со Второй мировой войны. Центральные банки быстро отреагировали на это исключительно большими снижениями процентных ставок, а также принятием нетрадиционных мер по обеспечению ликвидности и поддержанию уровней кредита. Правительства приступили к проведению крупномасштабных программ бюджетных стимулов, одновременно поддерживая банки путем предоставления гарантий и вливания капитала. В совокупности эти меры позволили уменьшить неопределенность и укрепить доверие, способствуя улучшению финансовых условий, о чем свидетельствуют существенное оживление на многих рынках и преодоление спада международных потоков капитала. Вместе с тем для заемщиков более низкого уровня условия остаются очень сложными.
В дальнейшем факторы экономической политики, стимулирующие текущее оживление, постепенно пойдут на спад, а силы реального и финансового секторов все еще слабы, хотя и постепенно крепнут. В частности, масштабы бюджетного стимула со временем уменьшатся, и фактор восстановления запасов постепенно утратит свое влияние. Между тем, потребление и инвестиции лишь медленно набирают силу, поскольку финансовая ситуация во многих странах остается напряженной. Таким образом, после снижения на 1% в 2009 году прогнозируется прирост мировой активности приблизительно на 3% в 2010 году, что существенно ниже темпов, достигнутых до кризиса.
Риски снижения темпов роста постепенно уменьшаются, но все еще вызывают обеспокоенность. Основной краткосрочный риск связан с возможностью того, что подъем застопорится. Преждевременное прекращение адаптивной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, по-видимому, сопряжено со значительным риском, поскольку оживление, обусловленное мерами политики, может быть неверно истолковано как начало активного подъема частного спроса. В целом, непрочная мировая экономика все еще представляется уязвимой к различным шокам, включая повышение цен на нефть, новое сильное обострение эпидемии гриппа H1N1, геополитические события или возрождение протекционизма.
Рассматривая среднесрочные перспективы, можно отметить другие существенные риски для устойчивого подъема, главным образом в основных странах с развитой экономикой. В финансовой сфере серьезную озабоченность вызывает риск того, что сохраняющееся скептическое отношение общественности к мерам, воспринимаемым как спасение тех самых компаний, которые считают виновниками кризиса, подорвет общественную поддержку реструктуризации финансового сектора, тем самым, создавая условия для продолжительной стагнации. В области макроэкономической политики наибольший риск сопряжен с ухудшением состояния бюджета, в том числе в результате мер по поддержке финансового сектора.
В период после 2010 года достижение устойчивого здорового роста в среднесрочной перспективе будет в решающей степени зависеть от устранения перебоев в предложении, вызванных кризисом, и изменения глобальной структуры спроса.
Необходимо будет реорганизовать финансовые компании и восстановить нормальную работу рынков, чтобы обеспечить достаточный объем кредита для устойчивого повышения уровней инвестиций и производительности. В то же время нужно перераспределить рабочую силу между секторами. Уровень инвестиций уже резко упал, особенно в странах, пострадавших от финансовых кризисов и кризисов недвижимости. В сочетании с коэффициентом утилизации ввиду банкротства или реструктуризации корпораций это ведет к снижению фактических уровней основных фондов. Кроме того, в среднесрочной перспективе ожидается сохранение высоких уровней безработицы в ряде стран с развитой экономикой.
В дополнение к мерам по нормализации предложения в экономике стран необходимы также корректировки структуре мирового спроса для поддержания активного подъема. В частности, многим странам, которые придерживались стратегии роста на основе экспорта и имели профицит текущих операций, нужно будет больше полагаться на внутренний спрос и импорт. С учетом сдвигов в области спроса необходимы также изменения в области предложения. Это потребует действий по многим направлениям, в том числе принятие мер по оздоровлению финансовых систем, совершенствованию корпоративного управления и финансового посредничества, поддержке государственных инвестиций и реформированию систем социальной защиты с целью снижения систем превентивных сбережений.
Наиболее приоритетными задачами политики остаются оздоровление финансового сектора и продолжение поддерживающих мер макроэкономической политики, пока экономический подъем не будет поставлен на прочную основу, хотя директивные органы должны также начать подготовку к последующему сокращению исключительно высоких уровней государственного вмешательства.
Главные вопросы для органов денежно-кредитного регулирования состоят в том, когда следует начать ужесточение политики и каким образом скорректировать значительные накопленные балансы центральных банков. Что касается сроков ужесточения денежно-кредитной политики, перед странами с развитой экономикой и странами с формирующимся рынком стоят разные задачи. Условия в странах с формирующимся рынком различаются в большей степени, в ряде этих стран, вероятно, имеет смысл начать сворачивать адаптивную денежно-кредитную политику раньше, чем в странах с развитой экономикой. В некоторых странах, чтобы избежать рисков новых «пузырей» цен на активы, может потребоваться повысить гибкость обменного курса, чтобы предотвратить импортирование чрезмерно либеральной направленности политики из стран с развитой экономикой.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.