Сколько стоит корпоратив?
Подготовка к корпоративным вечеринкам началасьНоябрь – традиционный месяц активной подготовки бизнес-среды к новогодним праздник...Подготовка к корпоративным вечеринкам началась
Ноябрь – традиционный месяц активной подготовки бизнес-среды к новогодним праздникам, которые у нас умудряются начинать 1 декабря и заканчивать за пару недель до дня святого Валентина. Чтобы удовлетворить ажиотаж зимнего спроса на развлечения и покупки, компании начинают готовиться к предстоящему буму гораздо раньше. Это касается и рынка услуг по организации праздничных мероприятий.
По словам Алексея Кожемякина, генерального директора шоу-агентства «Гротеск», «несмотря на то, что этот рынок в Казахстане начал развиваться всего лет 8-9 назад, мы уже пришли к тому, что заказчики предпочитают обращаться за комплексом услуг в одну организацию». Действительно, корпоративные посиделки давно вышли за рамки обычного совместного застолья сослуживцев и начальства. Ведущий, музыкальное оформление, шоу-программа, пригласительные каждому сотруднику, фейерверк, оформление банкетного зала, как и подбор соответствующего места проведения праздника – уже в порядке вещей. Но в большей степени это относится к Алматы. По мнению Алексея Кожемякина, еще одним городом, который через 2-3 года нагонит мегаполис по разнообразию услуг в этой сфере, будет Астана. Поскольку спрос в столице формируется быстрее, чем предложение. И чаще всего артистов и шоу-программы астанинские организаторы вынуждены заказывать в Алматы и нести дополнительные затраты по оплате их проезда и проживания.
Но если в Астане только начинают активно расширять программу корпоративных праздников присутствием артистов – казахстанских и зарубежных, то в Алматы наметилась другая тенденция. Будучи бизнес-центром региона, город сосредоточил в себе огромное количество компаний и организаций, и зачастую, как рассказывает г-н Кожемякин, при обсуждении с заказчиком очередного празднования происходит следующее: оказывается, что большую часть предлагаемых номеров или жанровых разновидностей выступлений здесь уже видели. Вместо обилия представлений на сцене, предпочтение отдается стилизации вечера и усилению интерактива ведущего с гостями. Хотя это можно списать на последствия кризиса, ведь такой формат праздника обходится дешевле, нежели оплата множества подрядчиков.
Как заметили в компании по организации праздников ARTandSHOW, организационно-развлекательная сфера услуг понесла определенные убытки, так как не является первоочередной необходимостью, и привела к некоторым ошибкам со стороны заказчиков. Например, стараясь сэкономить, сотрудники компаний самостоятельно ищут ведущего, ориентируясь на определенный уровень гонорара, и в результате получают невысокое качество, хотя в агентстве им могли бы подобрать профессионала за ту же сумму. В свою очередь генеральный директор шоу-агентства «Гротеск» отмечает, что иногда, оказывается, пригласить артиста напрямую обходится дороже, нежели обратившись в агентство, это обусловлено договором, подписанным между агентством и подрядчиком и предусматривающим наличие скидок.
Сказался кризис и на активности клиентов. «Если в 2007 году, к 1 ноября все договоры на предстоящий новогодний сезон были уже подписаны, то в прошлом обращения от компаний начали поступать только после 11 ноября, то же самое происходит и в этом году. Я не могу сказать, что снизилось количество заказов, но произошло сокращение позиций, которые интересуют клиентов», – говорит Алексей Кожемякин. В ARTandSHOW отметили еще и тот факт, что, к примеру, если финансовые организации в докризисный период отмечали День финансиста с не меньшим размахом, нежели Новый год, то в этом году профессиональные праздники проводят куда скромнее.
Кризис внес свои коррективы не только в бюджеты, закладываемые компаниями на корпоративные праздники, но и в ценовое предложение. По словам Алексея Кожемякина, в прошлом году перед новым годом, в целях стимулирования спроса организаторами была несколько снижена стоимость некоторых услуг. А после проведенной девальвации в марте 2009 года участники рынка организации торжеств сошлись на том, чтобы зафиксировать стоимость услуг на той сумме в тенге, которая была до девальвации. В ARTandSHOW отметили, что кризис, кроме того, привел к определенным новшествам в формате взаимоотношений заказчика и агентства. К примеру, теперь есть возможность подобрать определенный комплекс услуг, рассчитанный на разные бюджеты проведения мероприятия.
Предстоящие корпоративные новогодние праздники, по словам Алексея Кожемякина, можно отпраздновать при бюджете от 200000 тенге, при этом стоимость добротного и насыщенного вечера варьируется в среднем в диапазоне 600 -700 тыс. тенге. Но это при условии, что в шоу-программе не предусмотрено участие казахстанских звезд эстрады, 40-минутный блок выступления которых обойдется в среднем в $5000. Эти цифры необходимо читать именно как ценовую характеристику новогодних праздников, а не корпоративных банкетов по другим поводам и в другой период времени года.
Тем не менее, начиная с этого года, «продавцы праздника» ожидают рост как количества заказов, так и объемов позиций. Алексей Кожемякин считает, что результаты 2009 года превысят результаты 2008-го, но все еще будут ниже объемов 2007 года. Кроме того, усложнение условий на рынке привело к тому, что компании, которые не выдержали конкуренции, вынуждены были прекратить деятельность. Глава агентства «Гротеск» отмечает, что в начале зимы обычно появляется множество новых организаций по предоставлению подобных услуг, но в посленовогоднее затишье выстоять способны только профессионалы в своей области, зарекомендовавшие себя среди заказчиков.
Как пояснили «Капитал.kz» в ARTandSHOW, недобросовестные исполнители вызывают у клиентов недоверие к услугам агентств, но условия кризиса заставят уйти с рынка тех, чья деятельность не отвечает стандартам и требованиям сегодняшних заказчиков. А повышение требований со стороны заказчиков уже привело к повышению уровня предоставляемых услуг и разработке множества обоюдовыгодных вариантов совместной работы, отмечают в агентствах.