Гиганты розницы в Казахстане
Возможность прихода на отечественный рынок «Ашан», «Икеа» и «Уолмарт» не исключаетсяМинистерство индустрии и торговли РК ведет п...Возможность прихода на отечественный рынок «Ашан», «Икеа» и «Уолмарт» не исключается
Министерство индустрии и торговли РК ведет переговоры о возможности сотрудничества с торговыми сетями «Ашан», «Икеа» и «Уолмарт». Об этом сообщил Айдар Казыбаев, председатель Комитета торговли МИТ РК.
«Поддерживая нашу внутреннюю торговую сеть, мы хотим, чтобы в Казахстане были представлены зарубежные компании, которые приносят в республику не только инвестиции, но и европейский опыт, и уровень обслуживания», – сообщил Айдар Казыбаев. Развиваться вширь торговым сетям в Казахстане действительно необходимо. По данным МИТ, в стране показатель обеспеченности торговыми площадями находится на уровне 115 квадратных метров на 1000 человек, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 400-500 квадратных метров. О необходимости повышения уровня сервиса каждый знает не понаслышке.
С вопросами о возможности и последствиях прихода на рынок таких крупных игроков «Капитал.kz» обратился к Светлане Яковлевой, управляющему партнеру компании «Розница kz». «На сегодняшний день на казахстанском рынке отсутствуют гипермаркеты подобного формата. Таким образом, создана благоприятная почва для прихода на отечественный рынок торговых сетей «Ашан», «Икеа», «Уолмарт», – поясняет Светлана Яковлева. – В свою очередь рынок потребителей становится более требовательным и к сервису, и к качеству продукции, поэтому приход вышеперечисленных сетей может удовлетворить многие из клиентских потребностей». Кроме того, такие торговые сети как «Ашан» и «Икеа» имеют большой положительный опыт как в России, так и на Украине. К тому же, указанные сети хорошо знакомы со спецификой рынка СНГ, поэтому достаточно легко вливаются в рынки стран Содружества.
С появлением сетей подобного формата, по словам г-жи Яковлевой, может произойти «естественный отбор» игроков этой отрасли, то есть «те компании, которые не имели конкурентного преимущества, скорее всего, не «переживут», а те, пусть даже небольшие компании, но имеющие достаточно большое количество лояльных клиентов, а соответственно, конкурентное преимущество перед другими, смогут спокойно развиваться и радовать своих потребителей».
В отношении последствий открытия новых торговых сетей международных компаний, для отечественного потребителя г-жа Яковлева пояснила, что «это даст потребителю возможность выбора, возможность получать больше внимания к себе как к клиенту, получать более качественную продукцию и добротный сервис, что, в свою очередь, может «разогреть» борьбу за покупателя среди участников рынка». И для потребителя это, скорее, немалое преимущество. «Приход на отечественный рынок иностранных игроков всегда стимулирует развитие рынка в целом. В данном случае это может явиться очередным мощным толчком для движения нашего рынка вперед», – заключила она.
IKEA – швейцарская компания, созданная еще в 1943 году. Сегодня это международная торговая сеть по продаже товаров в розницу, таких как мебель, аксессуары, ванные комнаты, кухни и прочее. Сейчас сеть насчитывает около 265 магазинов в 36 странах мира. Основные достоинства, благодаря которым магазины этой сети столь популярны по всему миру, – демократичные цены и качество продукции. Например, продажа современных моделей мебели зачастую производится в несобранном состоянии. Но чтобы собрать ее, со стороны покупателя не требуется много усилий, зато он экономит на стоимости, а компания сокращает издержки на сложность упаковки, к тому же, складировать такую продукцию гораздо проще, что тоже сказывается на цене. Само производство уже давно не базируется в Швейцарии, хотя основные образцы продукции созданы здесь. К примеру, на российском рынке сети IKEA присутствуют с 2000 года. И по данным исследования «Торговые сети DIY России», подготовленного аналитиками INFOLine по итогам 2008 года, согласно рейтингу сетей DIY по величине выручки в 2008 году, составленному INFOLine, в тройку лидеров вошла и IKEA. Несмотря на то, что аналитики INFOLine прогнозируют падение объемов выручки и даже банкротство ряда сетей в России, они утверждают: «На данный момент относительно устойчивые позиции в этом сегменте занимает только сеть IKEA».
«Ашан» (Аuchan) – еще одна крупная торговая сеть, основанная АО Франции в 1961 году. Годовой оборот Аuchan составляет 36,7 млрд. евро и объединяет 370 гипермаркетов и 650 супермаркетов в 12 странах мира. На российском рынке компания работает с 2002 года и на сегодня представлена 34-мя гипермаркетами. Основу популярности этой сети у соседей тоже составляют качество и цены, которые ниже чем у конкурентов на 10-12%. До конца 2010 года «Ашан» планирует открыть в России еще 10 магазинов.
«Уолмарт» – крупнейшая в мире розничная торговая сеть. На долю этой американской компании приходится около 2% ВВП США. Сеть представляют около 7 тыс. магазинов и торговых центров в США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Никарагуа, Великобритании, Японии, Южной Корее и других странах. В компании трудится свыше 1,6 млн. сотрудников. Успех «Уолмарту» принесли агрессивная экспансия на рынке, низкие цены и четкая специализация предприятий. Торговая наценка на большую часть позиций в магазинах «Уолмарт» не превышает 22%.