Что союз грядущий нам готовит

Перспектива роста цен и снижения производства после введения новых таможенных пошлинС 1 января 2010 года функции внешнеторгового...

Перспектива роста цен и снижения производства после введения новых таможенных пошлин

С 1 января 2010 года функции внешнеторгового регулирования России, Казахстана и Белларуси будут делегированы специальной комиссии Таможенного союза. В функции этой организации будут входить: изменения ставок ввозных пошлин трех стран, введение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, разработка тарифных льгот и квот, введение нетарифных мер регулирования и прочее. Единая таможенная граница предполагает отмену таможенных границ между странами и введение единых таможенных тарифов. Вся нормативно-правовая база Таможенного кодекса союза должна быть проработана и утверждена до 1 июля 2010 года. К этому времени будут отменены таможенный контроль и таможенные посты на российско-казахстанской границе.

По словам Жанар Айтжановой, вице-министра индустрии и торговли РК, которая возглавляет команду и ведет переговоры по всем вопросам создания Таможенного союза со стороны Казахстана, «Таможенный союз создаст предпосылки для открытия совместных предприятий Казахстана, России и Беларуси за счет расширения рынка сбыта товаров». Но немалая часть казахстанского бизнес-сообщества обеспокоена возможными негативными последствиями вхождения в этот союз, само существование которого, впрочем, на сегодня уже не обсуждается. 

Эти опасения были высказаны Талгатом Акуовым, президентом Независимой ассоциацией предпринимателей РК, который отметил, что одна из опасностей состоит в том, что Россия, являясь страной с намного более развитой производственной базой по сравнению с Беларусью и Казахстаном, будет стремиться защищать свои интересы и делать все, чтобы облегчить продвижение на наш рынок своей продукции. Кроме того, согласно проекту изменения пошлин на ввоз товаров в страну, увеличение коснется 5044 наименований из имеющихся 17626. Причем в отдельных случаях это увеличение может достигать 60%. Поэтому вполне обоснованы не только опасения предпринимателей по поводу снижения рентабельности казахстанского производства, так как большую часть комплектующих завозят к нам из-за рубежа, но и предположения потребителей о повышении цен на самые различные товары.

Михаил Глухов, директор алматинского филиала компании «Актобе-экорт», производящей холодильные камеры, пояснил, какие последствия будет иметь, к примеру, повышение до 20% стоимости таможенной пошлины на ввозимое холодильное оборудование. Так как никакого разделения на комплектующие, промышленное холодильное оборудование или бытовые холодильные камеры не было предусмотрено, то изменение ставки с действующих 0% до 20% приведет к повышению цен на целую группу товаров, чье производство связано с использованием холодильного оборудования. Это и переработка и хранение мясной продукции, производство и хранение рыбы, производство молочных продуктов, производство слабоалкогольных и безалкогольных напитков и соответственно само казахстанское производство холодильного оборудования.

Но президент одной из крупнейших отраслевых ассоциаций – Ассоциации предпринимателей по производству мебели и деревообрабатывающей промышленности Михаил Глухов заявил, что члены этой ассоциации производственников положительно воспринимают инициативы Таможенного союза. Пошлины на ввоз мебельной фурнитуры остались на прежнем уровне, а пошлина на плиточные материалы поднялась всего на 10%. Но это в немалой степени было достигнуто благодаря тесному взаимодействию ассоциации с Министерством индустрии и торговли РК.

Кроме того, новый Таможенный кодекс создаст условия для развития собственного производства, увеличив привлекательность казахстанского рынка для внешнего инвестора. Еще одним немаловажным фактором Михаил Глухов считает введение новой ставки таможенной пошлины на вес готовой продукции. Дело в том, что по данным ассоциации производителей мебели, только за 2008 год 44% всей мебели, завезенной на территорию РК – это так называемый «серый импорт» из Китая, Европы, Азербайджана и Украины, стоимость которого занижена от 5 до 10 раз. Конечно, это обеспечивает возможность для потребителя приобретать дешевую мебель, но, во-первых, это нарушение правил легального рынка, и существующий спрос не удовлетворяется в любом случае.

В процессе споров, которые не утихают по отношению к Таможенному союзу, можно выделить несколько возможных решений для отечественных производителей, которые были озвучены в разное время участниками рынка. Предпринимателям, которые опасаются, что, во-первых, не выдержат конкуренции со стороны российского производителя, чье присутствие, несомненно, увеличится на казахстанском рынке в результате отмены таможенной границы между Россией и Казахстаном, а, во-вторых, опасаются, что повышение пошлин на ввоз средств производства – сведет к минимуму рентабельность самого производства, стоит обратить внимание на опыт той же ассоциации предпринимателей деревообрабатывающей промышленности, которые выдвигали аргументированные требования от имени ассоциации, и они были услышаны и приняты во внимание при учете интересов казахстанской стороны. К тому же, для Казахстана по ряду пошлин зарезервирован пятилетний переходный режимный период, в течение которого есть возможность обсуждать и принимать выгодные для отечественного производителя решения. Еще одним выходом может стать создание объединения казахстанских производственных компаний с российским и белорусскими предприятиями, ведь таможенных ограничений в торговле между странами не будет. 

По информации информагентств, Игорь Рогов, председатель Конституционного совета Казахстана, заявил, что «решения международных организаций и их органов, образуемых в соответствии с международными договорами, в том числе комиссии Таможенного союза, по общему правилу имеют приоритет перед законами…», тем самым признается приоритетность решений, принимаемых комиссией Таможенного союза, над национальным законодательством республики. Но при этом Казахстан имеет право обжаловать решение комиссии Таможенного союза в вышестоящем руководящем органе, который представляют главы государств-участников Таможенного союза.

«Если Казахстан посчитает, что какое-то решение ущемляет его национальные интересы, нарушает его суверенитет, то на уровне высшего органа Таможенного союза республика может наложить вето на него», – пояснил г-н Рогов. Кстати, возможность вхождения в Таможенный союз сейчас рассматривает и Кыргызстан.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤