Инерция бензиновой жадности
Ситуацию с ценами на ГСМ может обострить создание Таможенного союзаРазговоры о сложной ситуации на рынке горюче-смазочных матери...Ситуацию с ценами на ГСМ может обострить создание Таможенного союза
Разговоры о сложной ситуации на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Казахстане достигли критической точки. В минувшую пятницу во время «прямой линии» по этому вопросу жестко высказался президент страны Нурсултан Назарбаев, он дал поручение правительству и акимам областей предпринять меры для стабилизации цен на ГСМ на внутреннем рынке. «Получается, водители страдают, производители и продавцы бензина – злые люди, а чиновники оказываются в стороне. Я не хочу в таком спектакле принимать участие, надо разобраться», – сказал президент. При этом он распорядился доложить обо всех принятых мерах.
Корни сложившейся ситуации, как считают эксперты, находятся в уровне монополизации казахстанского рынка, и ключевым, в данном случае, является не розничный, а оптовый рынок ГСМ. По мнению Артема Новикова, аналитика ИК «Прогноз», рынок ГСМ в Казахстане можно считать высококонцентрированным. Такую ситуацию можно наблюдать уже в течение нескольких лет. На рынке определились три явных лидера – АО «Торговый дом «КазМунайГаз», ТОО «Гелиос» и «ПетроКазахстан». Вместе эти компании контролируют порядка 70% оптового рынка ГСМ.
В понедельник на селекторном совещании в правительстве премьер-министр РК Карим Масимов поручил Министерству энергетики и минеральных ресурсов Казахстана в течение трех дней внести предложения по регулированию цен на бензин, а правительству провести анализ развития отечественного рынка горюче-смазочных материалов в перспективе. Глава кабмина отметил также, что будет внесено предложение в правоохранительные органы относительно того, как наказывать виновных в росте цен на ГСМ.
В работе по стабилизации сложившейся ситуации премьер-министр выделил три основных пункта. «Первое – долгосрочная задача: к окончанию реконструкции трех заводов, то есть к 2014 году, в случае выполнения всех инвестиционных обязательств Казахстан будет полностью закрывать потребности всеми необходимыми нефтепродуктами, включая бензин, авиакеросин», – заявил Карим Масимов.
В среднесрочном периоде, между 2010 и 2014 годами, премьер поручил разобраться с тем, как «мы будем работать в условиях создания Таможенного союза и с учетом дефицита производства нефтепродуктов». По этим двум вопросам внести предложения глава правительства поручил до конца года.
«Краткосрочная задача – что мы будем делать в ближайшие недели и месяцы. В течение трех дней жду от вас предложений», – сказал Карим Масимов, обращаясь к министру энергетики и минеральных ресурсов Сауату Мынбаеву.
Как сообщает «Интерфакс-Казахстан», в свою очередь министр энергетики и минеральных ресурсов отметил, что созданная правительственная рабочая группа в составе госагентства по защите конкуренции, госагентства по регулированию естественных монополий и Минэнерго уже проводит эту работу. В частности, г-н Мынбаев сообщил, что в целях усиления административного контроля казахстанского бензина разработана он-лайн карта отслеживания. «Раньше мы этого не делали, но в условиях дефицита высокооктанового бензина с сентября приходится это делать», – сказал г-н Мынбаев.
Проблема еще и в том, что объемы внутреннего производства высокооктанового бензина не покрывают потребности рынка, ежегодно около 40% перерабатываемой нефти в Казахстане импортируется из России. С учетом цен на внешних рынках складывается стоимость на внутреннем. Регулирование, как считает министр энергетики и минеральных ресурсов РК, приведет либо к дефициту, так как дешевый бензин никто поставлять не будет, либо к ухудшению качества продукта. «Имеет место явление, когда за счет присадок из низкооктанового бензина, по сути, идет повальное «разбодяживание» и попытка делать высокооктановый бензин, и, как следствие, мы имеем на рынке низкооктановый бензин», – считает Сауат Мынбаев.
По мнению экспертов, целесообразно рассмотреть вопрос о модернизации отечественных НПЗ для переработки казахстанской нефти. Но для этого требуются большие финансовые объемы и государственная поддержка.
Ситуацию с ценами на ГСМ может обострить еще и тот факт, что с созданием Таможенного союза цены на казахстанском рынке нефтепродуктов будут сопоставимы с российскими.
«Здесь может быть некоторое различие по регионам, но мы вынуждены будем считаться с тем, что цены будут если не на одинаковом уровне, то будут испытывать взаимовлияние», – заявил Сауат Мынбаев. Это неизбежный результат создания Таможенного союза, добавил он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.