Ярослава Шведова: спокойно, хорошо и с удовольствием
Успехи казахстанского женского большого тенниса в основном связаны с именем этой очаровательной девушки. Еще совсем недавно мы,...Успехи казахстанского женского большого тенниса в основном связаны с именем этой очаровательной девушки. Еще совсем недавно мы, поклонники этого вида спорта в Казахстане, и мечтать не могли о том, чтобы представительница нашей страны обыгрывала сильнейших теннисисток планеты. Экс-россиянка Ярослава Шведова, которая немногим более года назад приняла казахстанское гражданство, на нынешнем US Open подарила нам такую победу, выбив из турнирной сетки пятую ракетку мира сербку Елену Янкович. А на прошлой неделе во многом благодаря усилиям Шведовой казахстанская команда выиграла теннисный турнир Кубок Хопмана в Астане. Я задал Ярославе свои вопросы и, должен сказать, что столь непринужденную беседу ни с кем из спортсменов прежде мне вести не доводилось. В эксклюзивном интервью «Капитал.kz» теннисистка рассказала о том, что она собирается делать после ухода из спорта, почему предпочитает передвигаться на автомобиле и в чем для нее заключается отличие женского тенниса от мужского.
Хочу быть кумиром
– Как в Вашей жизни появился спорт?
– Мои родители были легкоатлетами, поэтому я практически все свое детство провела в манеже, где мама тренировалась. А у папы в кладовке лежала теннисная ракетка с мячиком, и я однажды взяла и стала играть. Папа увидел и сказал, что я буду теннисисткой. Когда мне было 4,5 года, меня отдали в теннис, в 90-х годах в России все были увлечены этим видом спорта, как вы помните, и президент Ельцин всегда играл в теннис.
– Другими видами спорта занимались когда-нибудь?
– Папа всегда настаивал на том, что нужно было развиваться разносторонне. Мне было 6 лет, когда мы переехали из столицы в небольшой подмосковный город. Там было много различных спортивных секций. В это время я кроме тенниса, который был моим основным направлением, успела позаниматься и плаванием, и горнолыжным спортом, и скалолазанием, и баскетболом, и волейболом, постоянно каталась на велосипеде. Но все это изначально делалось для моего становления в теннисе.
– Чем отличается женский теннис от мужского?
– Мне кажется, мужской теннис более силовой и более техничный.
– При Вашем последнем визите в Казахстан, пока в Астане проходили турниры на Кубок Президента и Кубок Хопмана, Вы нередко тренировались вместе с нашими парнями Михаилом Кукушкиным и Андреем Голубевым. Такие разнополые тренировки часто практикуются в мировом теннисе?
– Мне, конечно, лучше тренироваться и разминаться на корте в паре с более сильным соперником. При этом парни не очень любят тренироваться с девушками. Но на этих турнирах в Астане я просто разминала Мишу и Андрея перед их матчами. На постоянной основе такие тренировки мы не проводим.
– Что можете сказать о крыше теннисного центра в Астане?
– Ну, да (смеется). Было не очень приятно, когда оказалось, что в таком красивом большом здании протекает крыша. Такие недоработки портят всю картину. Характер у нас такой в России и в Казахстане, наверное. Халатное отношение к делу. Недочетов, наверное, в целом отыскать можно немало, но я вижу, что шаги для их исправления делаются.
– Вы имели возможность наблюдать за мужским турниром Кубок Президента в этом году. Каков уровень астанинского Челленджера в сравнении с такими турнирами за рубежом?
– Уровень хороший. Многие неплохие игроки приехали в Астану, несмотря на то, что Казахстан находится довольно далеко от Европы, где проходит большинство соревнований. Перелет сюда занял немало времени, кроме того, не стоит забывать о смене часового пояса, и при всем этом Кубок Президента получился довольно представительным турниром. Да и призовой фонд здесь приличный – 125000 долларов. Я вижу, что местные болельщики начали разбираться в игре. В прошлом году, когда игрался Кубок Хопмана, зрители вообще не понимали, что происходит на корте: когда надо аплодировать, когда нужно помолчать. В этом году на теннисном матче публика ведет себя намного адекватнее.
– В течение сезона часто удается бывать в Казахстане?
– Раз пять за последний год была здесь. Еще в феврале нас с ребятами повозили по Астане, показывали город. Летом я была на сборе в Алматы и тоже посмотрела город. Сейчас, кстати, опять предлагали экскурсию по Астане, но я отказалось – очень уж холодно на улице.
– Вместе с Вами чуть более года назад в Казахстан приехали еще несколько теннисистов, которые стали представлять нашу страну на международных соревнованиях. Теперь даже по телеканалу «Евроспорт» иногда показывают матчи с участием казахстанцев. На Ваш взгляд, этого достаточно для того, чтобы дать толчок развитию большого тенниса в республиканском масштабе?
– Этого, конечно, недостаточно. Но ведь работа федерации тенниса в Казахстане не ограничилась приглашением иностранных теннисистов. То, что мы приняли гражданство и выступаем под флагом Казахстана – это только одна сторона вопроса. Сюда ведь пригласили иностранных тренеров для работы с детьми, для того, чтобы вырастить поколение своих игроков. Я знаю, что приехали специалисты из Голландии, из Польши. Некоторые молодые казахстанские теннисисты ездили тренироваться в Испанию. На самом деле, видно, что многое делается для того, чтобы развивать большой теннис в Казахстане. И я со своей стороны изо всех сил буду стараться для того, чтобы соответствовать тому уровню, который будет подвигать детей на занятия теннисом. Хотелось бы быть кумиром для казахстанских детей.
– Вы навсегда в Казахстане?
– Пока у меня действующий контракт, который истекает только через полтора года. И я не планирую уходить. Мне нравится думать о сегодняшнем дне, а дальше видно будет.
Меня прозвали Рембо
– Припомните свою самую большую победу?
– Это было на нынешнем открытом чемпионате США, когда я обыграла Елену Янкович из Сербии. Она тогда была на пятой строчке в мировом рейтинге WTA. Это был просто невероятный матч, о котором я вряд ли когда-нибудь забуду.
– Как обыграть Янкович?
– Надо много и долго терпеть (смеется).
– Нужно быть очень хватким, чтобы добиваться результата?
– Нужно спокойно, хорошо и с удовольствием делать свое дело. Я довольно просто отношусь к жизни. Никогда не буду догонять уезжающий поезд. Если, самолет или автобус отправился без меня – ничего страшного не случилось, подожду следующего.
– Что для Вас победа и поражение вне корта?
– Совсем вне спорта я себя представить не могу. Победа – это в любом случае какое-то достижение цели. Последняя моя цель – закончить сезон в числе 50 сильнейших теннисисток WTA. Пока я на 51-ой строчке в рейтинге, поэтому только стремлюсь к победе.
– А в целом, какие ставите перед собой цели?
– В спорте добиться высот, выиграть все турниры «Большого шлема», Олимпиаду. А в остальном – хотелось бы встретить свою вторую половину, создать семью.
– А что будете делать, когда закончится Ваша спортивная карьера?
– Из спорта я не уйду никогда и, надеюсь, что смогу стать хорошим детским тренером.
– Ракетки часто ломаете?
– В игровых эпизодах сломала три ракетки за этот сезон – обод просто лопается. А на нервах, когда с размаху о корт – раза два, наверное, было.
– У Вас когда-нибудь было прозвище?
– Несколько лет назад на одном турнире меня прозвали Рембо из-за того, что повязывала на голову ленту, когда играла. А вообще, за мной уже серьезно закрепилось прозвище Швед. Иностранцы меня зовут Славой, видимо, из-за того, что не могут выговорить мое имя целиком. После того, как изменила гражданство, меня несколько раз называли казахом.
– Какой вид транспорта предпочитаете?
– Самолеты не люблю. За всю жизнь налеталась. Если в Европе еду с турнира на турнир, то предпочитаю поезда. А если есть возможность перебраться на машине – то это вообще идеальный вариант.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.