Какого производителя поддержим
если уже со стороны казахстанских участников рынка исходят опасенияНа прошлой неделе заместитель председателя Агентства РК по за...если уже со стороны казахстанских участников рынка исходят опасения
На прошлой неделе заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции Жанат Кожахметов заявил, что в некоторых казахстанских супермаркетах происходит дискриминация отечественных поставщиков перед импортерами. По его словам, «в отдельных супермаркетах республики установлена олигополия на поставку продовольственных товаров одной или двумя компаниями… на данном рынке существует дискриминация отечественных поставщиков перед импортерами». И по таким случаям Агентство по защите конкуренции в отношении 15 крупных ритейлеров уже провело расследование и вынесло штрафные санкции.
В целом, ситуация с казахстанскими поставщиками и присутствием отечественных товаров на полках магазинов в последнее время вызывает некоторые опасения со стороны участников рынка. В немалой степени негативные ожидания активизировались в связи с предстоящим введением единого таможенного союза. Но для развития казахстанского товаропроизводства имеют значение не только внешние условия рынка, такие как политика продавцов, наличие зарубежных конкурентов, но и основополагающий внутренний фактор – качество продукции. Ведь, в конечном счете, выбор делает потребитель. Кстати, в нескольких супермаркетах «Капитал.kz» пояснили, что здесь не ведется систематизация товара по типу: казахстанский, импортный. Значение имеют только показатели «качественный» – «некачественный», «ходовой» – «неходовой». Хотя ситуация, о которой заявил в конце октября Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, о том, что в данный период разница между розничными и средними импортными ценами на товары с учетом всех выплат при таможенном оформлении превысила троекратную величину, прямо-таки заставляет задуматься о приоритетности приобретения товаров казахстанского производства. Но вопрос качества и ассортимента остается открытым.
Как рассказал Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей, в НАП поступали жалобы от поставщиков по поводу работы крупных торговых центров, допускающих дискриминацию отечественных компаний перед импортными. Но запланированный по этому поводу «круглый стол» не состоялся, причем по причине того, что сами казахстанские предприниматели не желают озвучивать свои проблемы.
Тимур Назханов считает, что единый таможенный союз ухудшит положение отечественных поставщиков и производителей продуктов питания. «Скорее полки наших магазинов будут завалены товарами российского производства, нежели мы будем поставлять товары в Россию. Там популярны наши водка и сигареты. И, наверное, этим список и заканчивается», – пояснил вице-президент НАП. Сомневается Тимур Назханов и по поводу конкурентоспособности казахстанских товаропроизводителей перед импортными. И, как следствие, прогнозирует падение содержания отечественных товаров в ассортименте магазинов в 2010 году.
Кстати, предложение премьер-министра Казахстана Карима Масимова, прозвучавшее на прошлой неделе, по поводу приобретения казахстанскими операторами торговых сетей в России, может явиться одним из возможных решений по увеличению рынка сбыта своей продукции. Но, с другой стороны, если ее популярность недостаточно высока на родине, то, скорее всего, и в качестве импорта привлекательность казахстанских товаров не повысится.
Вместе с тем, с 1 ноября в некоторых супермаркетах Казахстана проходит акция «Правильный выбор», направленная на поддержку отечественного производителя. В числе организаторов – Комитет торговли Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, корпорация по развитию и продвижению экспорта «KAZNEX», акиматы Астаны, Алматы, Шымкента, Атырау. В рамках этой акции в течение ноября предоставляются скидки до 15% на казахстанские товары. В начале декабря будут подведены результаты, но даже первый день показал рост продаж отечественных товаров на 23,4%. Главное теперь, чтобы популярность этих продуктов среди покупателей не упала, когда их стоимость вернется к первоначальной.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.