Офисы под искусство
Галерея Уффици во Флоренции и музеи под открытым небомПо праву город, построенный Юлием Цезарем еще в 59 году до нашей эры как п...Галерея Уффици во Флоренции и музеи под открытым небом
По праву город, построенный Юлием Цезарем еще в 59 году до нашей эры как поселение для своих солдат-ветеранов, Флоренция сам по себе считается музеем под открытым небом. Каждая его улочка, каждый закоулочек непременно выведут вас на ценнейший экспонат искусства разных эпох. Коллекция города Флоренции, чье название означает «цветущий», настолько обширна, что зачастую особо габаритные экспонаты не вмещают в себя музеи города и их приходится выставлять на улице, шокируя тем самым поголовно всех туристов.
Пожалуй, одной из самых богатейших коллекций своеобразного хранилища под открытым небом ценностей искусства Флоренции можно назвать музей Уффици. Здание музея было построено в 1581 году по оригинальному проекту одного из ведущих живописцев и архитекторов ХV века Джорджио Вазари. Площадь галереи огромна – она составляет 8 000 квадратных метров. На этой территории расположилась одна из самых важных коллекций искусства всех времен, в том числе классическая живопись и скульптура с ХIII по ХVIII века итальянской и зарубежных школ. Любопытно, что основатель здания галереи Козимо I де Медичи решил построить здание для удобства горожан, где бы расположились все административные учреждения Флоренции под одной крышей. Но, как известно, под благими намерениями, как это ни прискорбно, обычно скрываются коварные замыслы. Новый дворец был призван еще более возвеличить род Медичи. Сейчас о первоначальном замысле свидетельствует только историческое название музея «Уффици» переводится как «Офисы». Для создания этого уникального сооружения Козимо I разрешил Джорджио Вазари снести старые кварталы близ Пьяцца делла Синьория, а обломки разрушенных каменных зданий использовать при строительстве.
Основу собрания музея составляют произведения искусства, заказанные или приобретенные членами семьи Медичи. Так, к примеру, Фердинандо I выкупил Венеру Медичи – самую знаменитую статую в коллекции скульптур, имеющихся в галерее Уффици. Он же перевез сюда все сокровища со своей римской виллы. Фердинандо II добавил в собрание коллекцию картин, полученную им по наследству. Кардинал Леопольдо тоже поучаствовал в создании музея великолепной коллекцией рисунков и автопортретов различных художников. В 1737 году, после смерти последнего Медичи, все эти сокровища стали достоянием города Флоренции.
Благодаря своей четырехвековой истории галерея Уффици является старейшим музеем в мире. Особенно непревзойденной выглядит коллекция картин эпохи Возрождения этого флорентийского музея. Основная экспозиция включает в себя работы величайших художников, таких, как Джотто, Мазаччио, Филиппо Липпи, Боттичелли, да Винчи, Беллини, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, Рафаэль и многих других живописцев Италии до ХVIII века. Галерея состоит из 45 комнат, которые расположены в хронологической последовательности. Переходя из комнаты в комнату, можно увидеть, как происходило развитие и становление живописи, начиная с византийского периода, переходя в средневековье, а затем в барокко.
На территории Уффици находится еще ряд обособленных музеев: самый знаменитый из них – «Галерея автопортретов великих художников Европы». Эта галерея была основана еще в ХVII веке, но существует и сейчас. В ней находится четыре автопортрета русских художников (О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, Б. Кустодиев).
Революционное открытие научной перспективы в ХV веке становится огромным толчком для развития совершенно новых течений и школ живописи. Художники экспериментируют в использовании новых стилистических приемов и различных материалов. Два шедевра эпохи Возрождения, мимо которых просто невозможно пройти, находятся в музее Уффици: «Рождение Венеры» и «Весна», принадлежащие кисти величайшего мастера Сандро Боттичелли.
Интересна история создания картины «Весна». Тема полотна была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир», в которой прославлялся Джулиано Медичи. К слову сказать, Медичи были главными заказчиками и покровителями Боттичелли. Конечно, среди постоянных заказчиков Боттичелли была и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако художник, видимо, слишком долго писал этот шедевр живописи, так как за время написания картины прекрасная Симонетта скоропостижно скончалась, а Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит. Эти обстоятельства не могли не отразиться на конечном варианте полотна. Художник внес в нее ноту грусти и понимания скоротечности и неустойчивости жизни на земле.
Говоря о коллекции флорентийского музея Уффици, нельзя обойти вниманием такого автора как Леонардо да Винчи. Один из немногих датированных рисунков этого итальянского гения был создан в августе 1473 года. Это пейзажная живопись под названием «Вид долины Арно» была выполнена пером и быстрыми штрихами, передавая колебания света, воздуха. Безусловно, подобная манера передачи свидетельствует о том, что рисунок сделан с натуры. Еще одним шедевром руки Леонардо, хранящимся во Флоренции, является картина «Благовещение». Хотя авторство да Винчи оспаривается многими специалистами, так как, к сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы.
К ранним работам Леонардо относится и незавершенная картина «Поклонение волхвов», которая тоже хранится в Уффици. Центральное место в картине отведено Мадонне с младенцем и волхвам.
Эпоха Возрождения не может не вызывать восхищения, ведь основные объекты искусства, которые мы сейчас считаем достоянием всего человечества, бережно храним и передаем из поколения в поколение. А настоящей сокровищницей этого периода жизни людей по праву считается галерея Уффици. Так, что всем смотреть, посещать и изучать ее длинные коридоры обязательно.
Часы работы: Пн – выходной, Вт – Вс с 8:15 до 18:50
Стоимость билета: 9, 45 евро.
Адрес: Galleria degli Uffizi Piazzale degli Uffizi 50123 Firenze
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.