О «зайцах», ценах и вагонах

Инвестиционные планы и проекты КТЖ на 2010 годВ 2010 году казахстанцев ждет множество изменений в сфере железнодорожных перевозо...

Инвестиционные планы и проекты КТЖ на 2010 год

В 2010 году казахстанцев ждет множество изменений в сфере железнодорожных перевозок. В самой близкой перспективе могут быть изменены правила субсидирования перевозок пассажиров.

По словам Байдалы Даримбетова, председателя АО «Пассажирские перевозки», сегодня проводятся работы по оптимизации расходной части в связи с тем, что пассажирские перевозки являются убыточным предприятием. «Было предложено изменение подходов в части субсидирования. Мы вносим предложение в Министерство транспорта и коммуникаций РК о том, чтобы субсидировался перевезенный пассажир, а не компания», – подчеркнул он. Это повлечет за собой борьбу со стороны перевозчика за каждого легитимно перевезенного пассажира. Как пояснили в АО «Национальная компания «?аза?стан темір жолы», «специальный учет по безбилетникам и другим лицам, незаконно передвигающимся в пассажирских поездах, не ведется». Однако у нацкомпании есть данные по актам ревизий. Согласно этим актам, в 2009 году ревизорами было выявлено 7048 безбилетных пассажиров. Сколько «зайцев» осталось не пойманными, неизвестно. Но можно предположить, что эта цифра не меньше зафиксированной, а то и превышает ее в разы.

Сейчас на рынке железнодорожных перевозок Казахстана действует 2 государственные компании: АО «Пассажирские перевозки», которая обслуживает 49 маршрутов, и АО «Пригородные перевозки» с объемом работы 56 маршрутов. Доля частных перевозчиков снизилась по сравнению с 2008 годом на 18% и сейчас составляет 10% от общего числа перевозок. 8 частных компаний осуществляют перевозки по 12 маршрутам.

«Действующие в настоящее время цены на железнодорожные перевозки пассажиров не покрывают убытков перевозчиков. Мы предлагаем, чтобы часть убытков от стоимости проезда субсидировалась. Тогда размеры субсидий будут напрямую зависеть от количества перевезенных пассажиров», – отмечают в пресс-службе АО «Пассажирские перевозки». Кроме того, Байдалы Даримбетов заявил о возможном повышении стоимости железнодорожных билетов с 1 января.

В АО «КТЖ» «Капитал.kz» пояснили следующее: «АО «Пассажирские перевозки» включено в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке по видам услуг – перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в межобластном и международном сообщениях». На основании этого тарифы на перевозку пассажиров в межобластном и международном сообщениях регулируются Агентством РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ РК). «В настоящее время АО «Пассажирские перевозки» подало заявку в АРЕМ РК на повышение тарифа на перевозку пассажиров в межобластном и международном сообщениях с 1 января 2010 года на 10%. Окончательное решение касательно уровня и даты повышения тарифа будет принято по итогам заключения АРЕМ (в конце декабря текущего года)», – подчеркнули в КТЖ.

О необходимости повышения тарифа на железнодорожные перевозки в 2010 году на 17,6% заявил и Абельгазы Кусаинов, министр транспорта и коммуникаций РК, выступая с докладом проекта программы по реформированию железнодорожной отрасли до 2020 года. «В целях обеспечения инвестиционной потребности отрасли необходимо: повышение тарифа в 2010 году на 17,6%, с 2011 по 2014 годы – на 15% ежегодно с последующей корректировкой на уровне инфляции; обновление пассажирского подвижного состава до 2020 года за счет средств республиканского бюджета в размере около 160 млрд. тенге; осуществление дерегулирования тарифов по вагонной составляющей 2010 года и по перевозочной деятельности 2013 года», – сообщил г-н Кусаинов. По его словам, с 1996-го по 2008 годы среднегодовой прирост тарифов составлял 5%. Из-за отставания роста тарифов по отношению роста цен в экономике отрасль была не в состоянии аккумулировать инвестиции для обновления основных средств. В результате износ объектов МЖС составляет 70%, а подвижного состава – 72%, отметил он.

Первые положительные плоды в области железнодорожных перевозок начинает приносить Единый таможенный союз. 1 декабря Аскар Мамин, президент АО «НК «КТЖ», сообщил о подписании между национальной железнодорожной компанией «?аза?стан темір жолы» и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) соглашения о снижении транзитных ставок на перевозку казахстанских грузов через территорию РФ. «Мы подписали документ о снижении транзитных ставок в общем объеме порядка $350 млн., то есть на $350 млн. снизилась транспортная составляющая для наших экспортеров», – сообщил г-н Мамин.

В рамках стратегии развития казахстанской национальной железнодорожной компании «?аза?стан темір жолы», одобренной советом директоров компании, Казахстан избавится от дефицита пассажирских вагонов уже в 2014 году. «Это произойдет за счет капитально-восстановительных работ имеющегося парка, а также оптимизации пассажирских маршрутов и их перевода на скоростное движение», – сообщил президент КТЖ. «В течение 3-4 лет дополнительно к восполнению убывающего парка необходимо более 12 тысяч вагонов для замещения иностранных операторов в данных доходных сегментах рынка», – отметил глава КТЖ.

Кроме того, по его словам, для доведения уровня износа активов до нормативного, качественной их модернизации и обеспечения адекватной транспортной основы роста экономики в период до 2020 года компания планирует инвестировать порядка 3 трлн. тенге, в том числе 1 трлн. 294 млрд. – в обновление парка грузовых вагонов и тягово-подвижного состава, 105 млрд. тенге – в обновление пассажирских вагонов, 1 трлн. 424 млрд. – в модернизацию объектов магистральной инфраструктуры и 241 млрд. – в телекоммуникационную инфраструктуру.

При этом премьер-министр РК Карим Масимов поручил еще раз критически рассмотреть программу развития железнодорожного транспорта Казахстана до 2020 года с учетом вступления в Таможенный союз с Россией и Беларусью.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤