«Черное золото» с казахстанским отливом

Событие года или почему мы боимся китайской экспансии?12 декабря 2009 года произошло событие, которое многими аналитиками назван...

Событие года или почему мы боимся китайской экспансии?

12 декабря 2009 года произошло событие, которое многими аналитиками названо «событием года» в отечественной нефтянке – ввод в эксплуатацию первой нитки казахстанского участка магистрального газопровода «Туркменистан – Узбекистан –Казахстан – Китай». Задача газопровода – обеспечить бесперебойные поставки газа из стран Центральной Азии в Китай. Отметим, что с его запуском появляется возможность транзита до 4,5 млрд. кубометров газа в год. Таким образом, Туркменистан получает экспортный рынок, альтернативный европейскому и российскому, Казахстан увеличивает газоснабжение Южно-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской областей и Алматы, а Китай диверсифицирует источники энергопоставок.

О значимости произошедшего события говорит и уровень присутствующих на официальной церемонии лиц: старт открытию линейного крана газопровода из Астаны дали Нурсултан Назарбаев, Президент Казахстана, и Ху Цзиньтао, Председатель Китайской Народной Республики.

Однако в последнее время сам факт участия в проекте китайской стороны вызывает настороженность, наложенную на обострившуюся боязнь китайской экспансии.

«Китай стремится к максимальному контролю над нефтегазовой отраслью Казахстана. Проникновение китайских компаний, по моему мнению, довольно негативная тенденция для казахстанской нефтянки», – считает Анна Анненкова, старший специалист аналитического отдела ИК «Баррель». В принципе Китай сейчас по всему миру пытается войти во все добычные проекты через свои компании, Пекин скупает все возможные активы на корню и готов тратить на это сотни миллиардов долларов.

Хотя китайцы пока предпочитают входить в действующие проекты, покупать открытые месторождения, а не вкладываться в геологоразведку, аналитики опасаются, что скоро, в частности с началом активного освоения казахстанского участка Каспийского моря, китайские компании придут и туда.

Модель построения общих энергетических рынков предполагает взаимные инвестиции, взаимные торговые потоки, а потом уже и влияние через экономику на политику. Зависимость в энергетике влечет за собой и зависимость в политике. Сейчас, по мнению г-жи Анненковой, идет постепенный дрейф всех стран Центральной Азии в сторону Китая.

«Китай очень быстрорастущая экономика, которой сейчас необходимы и в будущем будут еще больше необходимы значительные объемы сырья. Соответственно Россия и Казахстан – естественная ресурсная база для Китая, который, несомненно, пытается диверсифицировать поставки», – полагает Александр Разуваев, начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал».

Негативным для Казахстана и России считает усиление китайской позиции и Артем Новиков, аналитик ИК «Прогноз». «Китай – сильный и очень агрессивный игрок, многие сейчас недооценивают его влияние», – полагает эксперт. По его мнению, китайцы действуют очень быстро, они по всему миру скупают нефть, газ и даже уголь.

И если раньше растущие аппетиты Пекина не вызывали такого резонанса в обществе, то сейчас об этом стали говорить даже в стенах парламента. В частности, сенатор Тасбай Симамбаев призвал правительство прекратить продажу нефтяных и газовых проектов китайской стороне.

Аналитики же считают, что Казахстану в будущем будет достаточно трудно сохранять разумный баланс и проводить свою многовекторную политику.

Инвестиции в будущее урезали или почему экономят на геологоразведке?

Еще одна мировая тенденция – падения темпов прироста добычи – в Казахстане ощущается не так остро, как в других странах. Казахстан располагает доказанными извлекаемыми запасами нефти в объеме 4,8 млрд. тонн, что составляет около 3% от общих мировых запасов. При этом добыча «черного золота» ежегодно растет в среднем на 2-3 млн. тонн. Ожидается, что в уходящем году прирост составит порядка 5 млн. тонн за счет новых месторождений – Тенгиза, Карашаганака и др.

Напомним, что прогноз объема добычи нефти на 2009 год составляет 75 млн. тонн. В следующем году, по оценкам Ляззата Киинова, вице-министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, можно ожидать увеличения объемов до 76-77 млн. тонн. В перспективе планируемая добыча нефти в Казахстане в 2010 году составит 80 млн. тонн, на показатели в 100 млн. тонн страна может выйти уже к 2015 году.

По другим оценкам, в этом году прирост объемов добычи нефти в Казахстане будет значительно меньше по сравнению с предыдущими годами.

«Падение темпов прироста добычи – это общемировой тренд. Так называемая легкая нефть закончилась», – считает Анна Анненкова. Крупные месторождения не только в Казахстане, но и по всему миру сейчас проходят пик своей добычи, поэтому особую актуальность получает использование методов повышения нефтеотдачи пластов. Сейчас необходимо инвестировать в научные разработки, повышать эффективность нефтедобычи, конечно, это повлечет за собой повышение себестоимости, но другого выхода нет.

Кризисный год заставил нефтяные компании значительно сокращать инвестиционные программы, особенно пострадала геологоразведка. По данным МЭА, сокращение вложений в геологоразведку и добычу в мире по сравнению с предыдущим годом составило 19%. В докладе МЭА отмечается, что к концу 2009 года инвестиции могут снизиться на одну пятую, а без стимулирования государства – почти на 30%. «По нашим ожиданиям, уровень инвестиций в 2009 году должен был вырасти, однако они сократились. Это не является приятной новостью», – отметил главный экономист МЭА Фатих Бирол.

«Была тяжелая экономическая ситуация, и компании, стараясь не сворачивать основной деятельности, урезали бюджеты за счет сокращения инвестиций в геологоразведку. Сегодня цены пошли вверх, и, скорее всего, в следующем году бюджеты будут расти», – прогнозирует Павел Сорокин, аналитик UniCredit Aton. Если компании хотят, чтобы у них было будущее, они должны инвестировать.

С другой стороны, созданные добывающие мощности рассчитаны на десятки лет стабильной добычи, поэтому во временном сокращении инвестиций ничего страшного нет. Такого мнения придерживается Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономических исследований Министерства образования и науки РК. Каждая компания хочет обезопасить себя, капиталы, которые они могли и должны были бы направить в геологоразведку, размещаются в тех секторах экономики, где повышена доходность, и перспективы могут быть реализованы быстрей.

В настоящий момент ситуацию в нефтегазовой отрасли Казахстана определяет реализация крупнейших проектов – Тенгизского и Карашаганакского, будущее нефтедобычи однозначно связано с развитием шельфовых месторождений Каспия, в частности Кашагана.

Цены на «черное золото» или улыбка фортуны для нефтяников

По мнению большинства опрошенных «Капитал.kz» аналитиков, цены на нефть в 2010 году по-прежнему будут демонстрировать высокую волатильность, общий же тренд на нефтяном рынке будет умеренно растущим.

«В связи с тем, что мировые цены на нефть номинируются в долларах, а доллар в долгосрочной перспективе все-таки будет слабеть, то можно ожидать, что цены на нефть, если и будут снижаться с нынешнего уровня, то незначительно», – такого мнения придерживается Анна Анненкова. Как она считает, продолжения роста выше $80 за баррель ожидать не стоит, но и серьезного падения не произойдет, по крайней мере, серьезных предпосылок к этому пока нет.

Опыт последних нескольких лет показывает, что мировые цены на нефть могут изменяться в достаточно широком диапазоне. Напомним, что с начала 2009 года мировая цена нефти марки Brent выросла в 2 раза – с уровней $40 за баррель до $80. Основной период роста пришелся на середину и конец весны, в то время как в третьем квартале цена сильно не отклонялась от уровня $70. В начале четвертого квартала цена лишь кратковременно достигала $80, вернувшись впоследствии обратно к уровню $75.

Говоря о коридоре цен, г-жа Анненкова предположила, что нижний порог в 2010 году по марке Brent установится на отметке $60 за баррель, а верхний составит $90 за баррель. «Цена на нефть очень спекулятивна, поэтому сужать такой диапазон не имеет смысла, не исключено, что мировые цены на «черное золото» могут даже выйти за этот уровень», – считает аналитик.

По мнению Александра Разуваева, прогнозируемый диапазон цен все же возможно сузить. «С моей точки зрения, в 2010 году стоит ориентироваться на коридор Brent $65-$75 за баррель. Этот уровень устраивает и производителей, и потребителей», – полагает аналитик. По его мнению, сейчас цены на нефть в значительной степени определяются действиями ФРС США. Ужесточение монетарной политики ФРС в 2010 году – событие болезненное, неизбежное, но далеко не трагичное. Естественно, что оно вызовет коррекцию нефтяных цен. Наибольшее опасение вызывает повторение событий 2008 года, когда цены на нефть опустились к $30 за баррель. Вероятность негативного сценария низка, но она существует. По мнению г-на Разуваева, реализация данного негативного сценария возможна в двух случаях: новые массовые списания в мировой финансовой системе, а пессимисты ожидают их уже в январе, и слишком поспешное ужесточение монетарной политики ФРС, т.е. начало такого процесса до выхода американской экономики из кризиса. Следует также иметь в виду, что кризис вызвал значительный спад инвестиций в мировом нефтяном секторе, соответственно с высокой вероятностью в 2011-2012 годах послекризисная мировая экономика предъявит дополнительный спрос на энергоресурсы. Вероятно, мир будет ждать дефицит сырья с соответствующим влиянием на цены, возможно, именно тогда цены на нефть перепишут исторические максимумы 2008 года, однако, в отличие от 2008 года, под этим будет фундаментальная основа, а не надувание спекулятивного пузыря.

Более пессимистичен в своих ожиданиях Артем Новиков. По его мнению, спрос на энергоресурсы, который должен расти вместе с выздоровлением мировой экономики, преувеличен и не оправдывает себя. Кроме этого, фактором риска для цен на нефть является возможный отход от мер поддержки еще слабых развитых и развивающихся экономик. Динамика рынков уже показала, что они очень чувствительны к возможности более раннего, чем ожидалось, ужесточения монетарной политики и сворачивания стимулов. «Я не удивлюсь, если в следующем году прогнозы спроса на нефть, публикуемые ОПЕК и МЭА, будут пересматриваться в сторону снижения, причем достаточно значительно по сравнению с нынешними оптимистичными прогнозами», – полагает г-н Новиков.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), мировой спрос на нефть достиг минимума в середине текущего года и с тех пор демонстрирует рост. Напомним, что МЭА повысило прогноз спроса на нефть в 2010 году на 130 тыс. баррелей в сутки – до 86,3 млн. баррелей в сутки на ожиданиях восстановления экономики. В основном спрос будет расти благодаря Китаю и Индии. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) также повысила прогноз спроса на нефть в 2010 году на 800 тыс. баррелей в сутки – до 85,1 млн. баррелей в сутки.

Аналитики обращают внимание на тот факт, что существующие цены на нефть в достигнутом коридоре $70-80 за баррель устраивают и производителей, и потребителей.

В краткосрочной перспективе на понижение мировых цен на «черное золото» может сыграть то, что в танкерах по всему миру хранятся большие запасы нефти, которые фактически находятся в руках нефтерейдеров. По некоторым оценкам, 8% танкерного флота используется как хранилища. Эти запасы в случае отсутствия ожидаемого роста мировых цен могут быть выброшены на рынок, вызвав краткосрочный обвал цен. Также отрицательным фактором может стать подготовка регуляторов к введению надзора за спекулятивными сделками на биржевых рынках энергоносителей США и Великобритании.

Одними из самых оптимистичных в своих прогнозах стали западные аналитики, в частности эксперты Goldman Sachs. По их мнению, цена на нефть уже в первом квартале 2010 года вырастет до $82 за баррель на фоне растущего спроса в странах с развивающейся экономикой, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на прогноз экспертов. «В будущем мы ожидаем, что растущий спрос в emerging markets будет противодействовать снижению потребления нефти в развитых странах, а ситуация с мировыми запасами стабилизируется», – отметил Штефан Вайлер, руководитель группы экспертов Goldman Sachs.

Эксперты одного из ведущих банков Великобритании Barclays Capital прогнозируют, что среднегодовые цены на нефть могут подняться до $85 за баррель. Это на $13 выше в сравнении с предыдущим, ноябрьским прогнозом.

В целом, по мнению большинства аналитиков, цены на нефть в следующем году вряд ли выйдут из диапазона в $65-$80 за баррель.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤