От Единого экономического пространства к валютному союзу
Интеграция союза стран ЕврАзЭС выходит на новый уровеньВслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономическо...Интеграция союза стран ЕврАзЭС выходит на новый уровень
Вслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства (ЕЭП) следующим шагом может стать развитие валютного союза. Если страны будут интегрироваться, их экономики будут тесно взаимосвязаны единой экономической политикой, то, безусловно, возникнет вопрос о единой валюте. Об этом «Капитал.kz» рассказал Бектас Мухамеджанов, генеральный директор Международного института современной политики.
Напомним, на неофициальном саммите, прошедшем 19 декабря 2009 года в Алматы, президенты Беларуси, Казахстана и России договорились о формировании Единого экономического пространства к 1 января 2012 года. Александр Лукашенко, Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев одобрили план действий по формированию ЕЭП и подписали ряд документов о создании Единого таможенного союза. Таможенный союз начал действовать 1 января 2010 года. Следую этим договоренностям, на территории Беларуси, Казахстана и России будет действовать Единый таможенный тариф. К середине 2011 года планируется завершить все процедуры по формированию единой таможенной территории.
Опрошенные «Капитал.kz» аналитики отметили, что решения по созданию ЕЭП будут успешными, потому что первый шаг сделан, по крайней мере, на законодательном уровне.
По словам Бектаса Мухамеджанова, «начиная с середины 90-ых годов, неоднократно были попытки создания и экономического союза, и таможенного союза, и это намерение по поводу создания Единого экономического пространства будет успешным, потому что все необходимые законы приняты, ратифицированы парламентом. Кроме свободного передвижения товаров, также ратифицировано свободное передвижение капитала, инвестиций, рабочей силы».
Формирование ЕЭП для Казахстана имеет свои плюсы и минусы, но гораздо больше плюсов. По крайней мере, по мнению г-на Мухамеджанова, «Казахстан может серьезно заняться развитием своей экономики, потому что открываются новые рынки. Самое главное – будет повышаться конкурентоспособность, и здесь необходимо, чтобы Правительство РК приняло шаги по облегчению ведения бизнеса».
Для того чтобы ЕЭП успешно развивалось, по мнению политологов, союз стран ЕврАзЭС может извлечь большую выгоду по модели развития из исторического опыта Евросоюза.
«Опыт Европейского союза признан не только нами. Оценка, которая дается другими странами, показывает, что Европейский союз достаточно успешная модель интеграции»,– считает Бектас Мухамеджанов. О привлекательности модели Европейского союза неоднократно говорил Глава государства Нурсултан Назарбаев, и даже сейчас некоторые эксперты отмечают, что многим странам можно просто брать европейскую модель за основу: их стандарты, нормативную правовую базу и развивать. «Не будет необходимости вкладывать огромные ресурсы в разработки каких-то новых стратегий и стандартов, поскольку в ЕС достаточно наработано в этом плане. Поэтому я думаю, что, конечно, опыт Европейского союза нужно учитывать, и такие намерения у глав государств ЕврАзЭС есть», – отметил он.
На одном из последних заседаний российский президент Дмитрий Медведев, говоря о скором установлении так называемого Таможенного союза, заявил, что будет унифицирован таможенный тариф, режим администрирования, и даже будут созданы специальные наднациональные органы. Что это за наднациональные органы, и как они работают, прояснил г-н Мухамеджанов.
«Орган уже создан, он называется Комитет таможенного союза, и первый результат работы этого комитета уже виден. Утверждены единые таможенные тарифы, следующим шагом будет снятие таможенной границы между Беларусью и Казахстаном с 1 июля 2010 года, – поясняет он. – Вопрос о едином администрировании пока не стоит, поэтому в данный период должны быть выработаны единые нормативы и единая политика по взаимоотношениям стран, входящих в ЕЭП, с другими странами».
По мнению экспертов, в настоящее время укрепление и модернизация внешней границы Казахстана – все еще большая проблема. То есть особое внимание должно уделяться границам между Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменией, потому что эти границы становятся внешними границами Таможенного союза. «Возможно, будет необходимость привлечения таможенных сотрудников из России и Беларуси для эффективной охраны границ ЕЭП», – добавил он.
По разным оценкам финансовых аналитиков, ожидается, что суммарный интеграционный эффект от создания Таможенного союза составит $400 млрд.
Кому из трех стран будет наиболее выгоден этот Таможенный союз? По мнению г-на Мухамеджанова, «главная цель государств ЕЭП состоит в том, чтобы уменьшить таможенные платежи. Поэтому выигрывают все, но самое главное – выиграют люди, которым не будет необходимости платить таможенные платежи».
Но по мнению Дмитрия Кувалина, ученого секретаря Института народнохозяйственного прогнозирования, которое приводит одно из российских СМИ, чисто экономически интеграция меньших государств с большими всегда выгоднее меньшим государствам. По крайней мере, на первом этапе.
«Потом, как мы это видим из политической и экономической истории, идут разговоры о колонизации, о том, что корпорации больших государств начинают захватывать активы в малых государствах, потому что они сильнее и богаче. Это – довольно сложный процесс, и эффекты бывают не только прямые, но и косвенные. Возможно, Россия идет на это именно для того, чтобы обеспечить экспансию своих крупных корпораций. То, что выглядит как уступка на первом этапе, может потом обернуться довольно значительными бонусами», – пояснил г-н Кувалин.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.