Изменения в законодательстве
коснулись разных слоев населения и сфер жизниС января 2009 года Сенат Парламента Республики Казахстан провел 31 пленарное заседа...коснулись разных слоев населения и сфер жизни
С января 2009 года Сенат Парламента Республики Казахстан провел 31 пленарное заседание, в ходе которых было рассмотрено 123 законопроекта, получивших одобрение мажилиса. Принят 121 закон, 10 из них – самостоятельные. В числе принятых законов, представляющих особую значимость для общества и нынешнего этапа развития Казахстана, следует выделить законы, нацеленные на защиту прав и свобод казахстанцев, усиление борьбы с коррупцией, обеспечение продовольственной безопасности, развитие сфер экономики, увеличение товаров и услуг казахстанского содержания.
Вкратце проанализируем изменения законодательства, которые вступили в силу с нового года.
Социальная сфера
Наверно, нет сферы, которая бы интересовала людей больше, чем социальная. Пособия, пенсии, стипендии, социальная защищенность инвалидов, ветеранов – эти вопросы всегда волнуют общество.
И вот радостная новость для пенсионеров – с 1 января 2010 года повышены пенсии. Так, согласно постановлению Правительства РК от 25 декабря 2009 года № 2186, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» с 1 января 2010 года повышены размеры пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий, назначенных до 1 января 2010 года, всем получателям пенсионных выплат, в том числе получателям пенсионных выплат за выслугу лет военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством РК для сотрудников органов внутренних дел, на двадцать пять процентов (25%) от размера получаемых пенсионных выплат.
А согласно постановлению Правительства РК от 25 декабря 2010 года № 2185, повышены размеры социальных выплат. В частности, с 1 января 2010 года повышены назначенные размеры социальных выплат из Государственного фонда социального страхования на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца лицам, являющимся получателями социальных выплат на 1 января 2010 года, на девять процентов (9%).
МРП и все-все-все…
В декабре Глава государства подписал Закон о бюджете на 2010-2012 годы. В связи с этим поменялись многие показатели, в частности месячный расчетный показатель (МРП). Напомним, в прошлом году он равнялся 1296 тенге. Эти данные очень важны для экономики Казахстана, исходя из них, исчисляются налоги, платятся пенсии, штрафы, госпошлины и т.д. Итак, в соответствии со ст. 9 Закона РК «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы» от 07 декабря 2009 года № 219-IV с 1 января 2010 года: 1) минимальный размер заработной платы – 14 952 тенге; 2) размер государственной базовой пенсионной выплаты – 5 981 тенге; 3) минимальный размер пенсии – 12 344 тенге; 4) месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 1 413 тенге; 5) величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 14 952 тенге.
Транспорт, земля, имущество…
Налоговый кодекс – один из самых сложных, с множеством отсылочных статей. И, что самое главное, – в него постоянно вносятся изменения и дополнения. Рассмотрим некоторые из них.
1. Налог на имущество физических лиц (граждан)
С 1 января по налогу на имущество физических лиц вступили в силу следующие изменения. Во-первых, расширен перечень лиц, пользующимися льготами при уплате налога на имущество. Существующий до сих пор список льготников дополнили лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны; лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ, – в пределах 1500-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете, от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности. Нововведения коснулись налогообложения по незавершенному строительству. Также необходимо отметить, что отныне при уничтожении, разрушении, сносе объекта налогообложения перерасчет суммы налога на имущество производится при наличии документов, выдаваемых уполномоченным органом, подтверждающих факт уничтожения, разрушения, сноса. Такого раньше не было.
2. Налог на транспортные средства
Прежде всего, отметим, что с 1 января снижены ставки налога на транспортные средства для всех категорий, за исключением легковых авто с объемом двигателей свыше 4000 куб. см. При этом сумма налога увеличивается за каждую единицу превышения указанного объема двигателя на 7 тенге. Согласно пункту 1 статьи 368 Налогового кодекса, налогоплательщик исчисляет сумму налога за налоговый период самостоятельно, исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки по каждому транспортному средству.
Отрадно также отметить такое логичное изменение: теперь владельцы угнанных (похищенных) автотранспортных средств освобождаются от уплаты налога по такому транспорту. Правда, для этого необходимо представить подтверждающие документы с уполномоченного органа.
Но самое главное – изменились сроки уплаты налога на транспортные средства. В соответствии со ст. 369 Налогового кодекса сроком уплаты налога в бюджет для физических лиц является дата не позднее 31 декабря налогового периода. Уплата налога производится по месту регистрации объектов обложения. В случае прохождения регистрации, перерегистрации либо техосмотра транспортных средств физические лица производят исчисление и уплату налога в бюджет до совершения указанных действий в порядке, установленном Налоговым кодексом.
3. Земельный налог
По земельному налогу также расширен перечень лиц, пользующихся льготами при его уплате. Список льготников расширяется за счет лиц, награжденных орденами и медалями бывшего СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лиц, проработавших (прослуживших) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ, инвалидов, а также одного из родителей инвалида с детства по:
– земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;
– придомовым земельным участкам;
– земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;
– земельным участкам, занятым под гаражи;
– многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын-алка», – по земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, и придомовым земельным участкам;
– отдельно проживающие пенсионеры – по земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем.
Это страшное слово коррупция
Законом РК от 7 декабря 2009 года № 222-IV внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией. Закон принят для совершенствования законодательства, направленного на усиление борьбы с коррупцией и теневой экономикой, ужесточение ответственности госслужащих за совершение коррупционных правонарушений, исключение норм, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений.
Так, Законом устанавливается ответственность за непредставление налоговой отчетности в целом (кроме расчета сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу), в том числе совершенное группой лиц по предварительному сговору, с лицом, руководитель (учредитель) которого признан виновным в совершении лжепредпринимательства и в особо крупном размере. Крупным размером уклонения организации от уплаты налогов или иных обязательных платежей в бюджет признается сумма, превышающая две тысячи месячных расчетных показателей, а в особо крупном размере – пять тысяч. Кроме того, Законом вводится ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, совершенное в интересах организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), а также за незаконное участие лица, занимающего ответственную государственную должность, в предпринимательской деятельности.
Законом, чего раньше не было, дополняется статья 177 Уголовного кодекса Республики Казахстан таким квалифицирующим признаком, как мошенничество с использованием служебного положения, оно включено в перечень коррупционных преступлений.
Законом также вносятся изменения в Кодекс РК об административных правонарушениях, направленные на ужесточение ответственности за нарушение мер финансового контроля, за предоставление незаконного материального вознаграждения физическим лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, за осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления путем увеличения штрафных санкций.
Так, согласно поправкам, внесенным в Кодекс об административных правонарушениях, принятие руководителем государственных органов, учреждений и предприятий либо руководителем национальных компаний, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных институтов развития, а также их дочерних организаций на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление, влечет штраф в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.
В Трудовой кодекс также внесены поправки, которые давно необходимо было внести. А именно: отныне на гражданскую службу на должность, связанную с исполнением управленческих функций, не может быть принято лицо, ранее совершившее коррупционное преступление.
Предпринимательству на бумаге – бой
Законом РК от 8 декабря 2009 года № 225-IV внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам пресечения лжепредпринимательства. Наконец-то, набившая оскомину тема лжепредпринимательства находит свое отражение в законодательстве. Хочется надеяться, что добросовестные предприниматели теперь не будут страдать от действий недобросовестных, а «липовых» фирм станет меньше, либо вовсе не будет. И бюджет будет исправно пополняться за счет налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
В частности, изменено само понятие «лжепредпринимательство». Согласно ст. 192. Уголовного кодекса РК, лжепредпринимательство, то есть создание субъекта частного предпринимательства либо приобретение акций (долей участия, паев) других юридических лиц, предоставляющее право определять их решения, а равно руководство им, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, при условии, если все совершенные сделки преследуют противоправные цели и причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству. И наказывается штрафом в размере шестисот пятидесяти месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти месяцев либо без такового.
Сравните со старой редакцией: лжепредпринимательство, то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству. Наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти месяцев либо без такового. Разница, как говорится, чувствуется. И в степени наказания тоже.
В Закон РК 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» внесены важные изменения, направленные на то, чтобы предприятия на бумаге практически невозможно было создавать. Итак, слова «Субъекты малого предпринимательства не представляют документ, удостоверяющий их местонахождение» исключены. Документом, подтверждающим место нахождения юридического лица, является один из следующих документов: нотариально засвидетельствованная копия договора аренды, купли-продажи, документа, подтверждающего право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество, или иной документ, предусмотренный гражданским законодательством РК. В случае если владельцем помещения является физическое лицо, то представляется нотариально засвидетельствованное согласие физического лица о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.
То есть теперь крайне затруднительно будет создавать предприятия, имеющие несуществующие адреса. Для субъектов малого предпринимательства лазейка тоже закрылась.
Предпринимателям будет легче…
Напомним также, что с 1 января 2010 года вступает в силу Закон РК от 17 июля 2009 года № 188-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам частного предпринимательства». В частности, вводится система оценки рисков. Система оценки рисков – это комплекс мероприятий, проводимый уполномоченным на осуществление контрольных и надзорных функций государственным органом, с целью планирования проверок.
В зависимости от степени риска государственные органы относят субъектов частного предпринимательства к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения плановых проверок, но не чаще: одного раза в год – при высокой степени риска; одного раза в три года – при средней степени риска; одного раза в пять лет – при незначительной степени риска.
И еще следует подчеркнуть, что с 1 января 2010 года для субъектов малого предпринимательства, не имеющих неисполненных обязательств и отнесенных государственными органами к категории субъектов с незначительной и средней степенями риска, законами РК устанавливается упрощенный порядок реорганизации и добровольной ликвидации.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.