Дмитрий Яковлев: серебро вопреки
Тот факт, что чемпионат Азии по пляжному волейболу проводился в конце декабря, перед самым Новым Годом, конечно, снизил интерес...Тот факт, что чемпионат Азии по пляжному волейболу проводился в конце декабря, перед самым Новым Годом, конечно, снизил интерес к нему. Поэтому достижение казахстанских пляжников на этом континентальном первенстве, которое прошло в китайском городе Хайкоу, многими осталось незамеченным. А ведь серебряные награды, которых в Поднебесной удостоилась наша пара Алексей Кулинич – Дмитрий Яковлев прежде никогда не уезжали с азиатских чемпионатов по пляжному волейболу в Казахстан. В финальной игре казахстанцы уступили хозяевам соревнования Ву Пенгген – Ксу Линьян со счетом 0:2 (11:21; 13:21). Другая казахстанская пара Алексей Сидоренко – Александр Дьяченко в матче за 3-е место континентального первенства уступила японскому тандему Кентаро Асахи – Катсухиро Ширатори 1:2 (13:21; 21:17; 10:15). Сразу после Нового Года в редакцию «Капитал.kz» пришел один из авторов этого успеха Дмитрий Яковлев и рассказал о том, что сегодня происходит в нашем пляжном волейболе.
– Кто поехал выступать от Казахстана на чемпионат Азии, который проходил в Китае?
– Наша мужская команда выступала в Китае двумя парами. Дьяченко играл с Сидоренко, и я выступал вместе с Кулиничем. Интересно, что состав пар поменяли перед самым началом чемпионата. Мы приехали на место проведения континентального первенства за пять дней до начала игр, и на самой первой тренировке главный тренер нашей команды сказал нам, что мы будем выступать не привычными составами, ведь обычно я играю вместе с Сидоренко.
– Такие перетасовки составов пар обычно благоприятно сказываются на результатах выступления?
– Я бы не сказал. В принципе – это должно было дать обратный эффект. Просто перед нами не ставили на этом чемпионате Азии задачу бороться за призовые места. Это континентальное первенство изначально рассматривалось как этап подготовки к главному старту следующего сезона – Азиатским играм, которые, кстати, тоже пройдут в Китае.
– Что же, в конечном счете, позволило показать такие хорошие результаты? На чемпионате Азии, видимо, был слабый состав участников?
– Наоборот. Призовой фонд этого соревнования вырос до 100000 долларов, поэтому приехали все сильнейшие азиатские пары. Были очень сильные тайцы, индонезийцы, иранцы, японцы. Хозяева выступили тремя мощными парами, и я даже не мог представить себе, что мы займем призовое место. Но мы неплохо стартовали, провели ряд очень хороших игр и постарались сохранить такой боевой настрой до самого окончания соревнований.
– Кто из участников этого чемпионата занимал призовые места на чемпионатах мира?
– Китайцы, которые выиграли этот азиатский чемпионат, в 2009 году становились серебряными призерами мирового тура.
– Сколько ты заработал на этом турнире, как серебряный призер?
– На двоих нам выплатили 8000 долларов, но по китайским законам вычли из этой суммы 21%.
– Вы, наверное, теперь всегда будете играть в таких обновленных составах?
– Это вряд ли. Те связи, которые мы наигрывали годами, никуда не делись. На следующем турнире мы, вполне вероятно, будем снова играть в старых составах. Кстати, на этом чемпионате Азии составы наших команд менялись не впервые. Наш тренер уже проводил такие эксперименты ранее, но тогда они были вынужденными, когда двое наших игроков были травмированы – Кулинич и Сидоренко. Я тогда был вынужден играть с Дьяченко, это было на открытом чемпионате России.
– Ты можешь сказать, что пляжный волейбол в Казахстане начинает динамично развиваться?
– Особой динамики, конечно, нет. У нас ведь на сегодняшний день есть всего две пары, которые выступают на международной арене. Конечно, есть еще несколько подрастающих ребят, но об этом пока рано говорить. Наш вид спорта, как и любой другой, требует большого внимания от руководителей спортивных организаций. Я даже могу сказать, что тот результат, которого мы добились на чемпионате Азии, был показан не благодаря поддержке государства, а вопреки ее отсутствию. Мы в течение девяти месяцев 2009 года не получали зарплату. Что мы кушали, на какие деньги мы существовали, никого не интересовало. И рассчитались с нами незадолго до нового года. Но и на том спасибо.
– А в целом пляжный волейбол становится популярным в Азии?
– Пока работа по популяризации нашего вида спорта на континенте только начинается. Отсюда, кстати, и выросший призовой фонд. Президент Азиатской федерации пляжного волейбола постоянно настаивает на увеличении проводимых международных соревнований. Это ведь красивая игра, красивый вид спорта. Солнце, песок, море. Что еще нужно для счастья? (смеется). Кроме того, это ведь олимпийский вид спорта.
– Когда я смотрю соревнования по пляжному волейболу по телевизору, думаю, наверное, сейчас немного стемнеет, сетку с площадки уберут, и начнется у ребят дискотека…
– (Смеется). Так и есть. Пляжники отмечают окончание почти каждого турнира. Включаем музыку, накрываем столы.
– Сколько международных турниров с участием казахстанских пляжников прошло в 2009 году, не считая континентального первенства?
– Всего два этапа мирового тура в Китае и Польше. А ведь всего их проводится порядка пятнадцати в год. Но это опять же произошло из-за перебоев с финансированием. Потом мы сыграли на трех этапах Азиатского тура и поучаствовали в конце года в открытом чемпионате России.
– В чемпионате Казахстана есть какая-то конкуренция?
– Нет. Стабильно две пары разыгрывают первое и второе места.
– Неужели нет молодых игроков, которые дышат в спину?
– К сожалению, нет. Некоторые ребята смогли бы составить нам серьезную конкуренцию, если бы имели больше игровой практики, в том числе и на международной арене. То есть подрастают в Актау хорошие фактурные ребята, но самый престижный турнир, на котором они выступают ,– это чемпионат Казахстана. Поэтому о подрастающем поколении говорить не приходится.
– А сколько, на твой взгляд, должно быть в стране боеспособных пар?
– Чем больше, тем лучше. И я нисколько не лукавлю. Чем выше будет конкуренция в нашем национальном первенстве, тем сильнее мы будем выступать на международных турнирах. Россияне на свой открытый чемпионат выставили восемь пар, и все, как на подбор. А сколько сильных пар есть в бразильском пляжном волейболе, я даже представить себе не могу.
– Какие надежды ты связываешь с сезоном 2010-го года?
– Моя главная надежда, что прекратятся перебои с финансированием, что зарплаты будем получать вовремя. Что казахстанские пляжники смогут выступить не на двух этапах мирового тура, как это было в прошлом сезоне, а хотя бы на пяти – шести. У нас ведь в 2010 году будут Азиатские игры и пляжные Азиатские игры. И если на пляжной Азиаде мы уже становились призерами, то на большой Азиаде казахстанские пляжники доходили только до четвертьфинала. Поэтому я надеюсь пополнить свою небольшую коллекцию медалей наградой с китайской Азиады.
– Есть вероятность, что наши пляжные волейболисты поедут на Олимпийские игры в Лондон?
– А почему нет? Мы же играли на чемпионате мира. Просто для достижения этой цели нужно приложить соответствующие усилия. Конечно, речь не идет о том, чтобы казахстанские пляжники поборолись за призовые места на Олимпиаде, – нам до этого еще далеко. Но если наша страна получит дополнительных участников главного старта четырехлетия – тоже будет неплохо.
– Чем отличается пляжный волейбол от классического?
– Мой вид более индивидуальный. Если в «классику» играют по шесть человек в составе одной команды, а с учетом запасных вообще – 12, то на песке нас всего по двое в команде, то есть я должен быть более универсальным. Нужно уметь показать себя на каждом участке площадки в разных эпизодах. Пляжники – более подвижные, наверное, более хитрые игроки.
– А до какого возраста можно играть в пляжный волейбол?
– Я не думаю, что наш вид спорта принципиально отличается от каких-то других. Все как везде. Расцвета пляжники достигают в 27-28 лет. Сейчас выступает в мировом туре такой бразилец Франко, которому 40 лет. Но это скорее исключение из правила, которое опять же встречается в любом другом спорте.
– А почему ты выбрал эту игру?
– Вообще, в подростковом возрасте я начинал заниматься классическим волейболом. Но потом познакомился с пляжным волейболом и втянулся. Само собой как-то вышло. Мой отец не профессиональный спортсмен, но без спорта жить не может. Телевизор в нашем доме круглые сутки постоянно был настроен на какие-то спортивные каналы. Папа меня водил с собой на соревнования по разным видам спорта. Я даже пробовал играть в футбол и в баскетбол, хотел быть похожим на Мостового, на Карпина. А в волейболе стало получаться. Вот и остался в этой игре.
– За какой из футбольных клубов болеешь?
– За «Зенит». Наверное, потому что видел, как он выиграли Кубок УЕФА (смеется).
– Сколько тебе было лет, когда ты заработал свою первую копейку?
– В 15 лет получил свою первую зарплату. Особенно много я, конечно, не получал, но все-таки.
– А сколько сегодня может получать «пляжник»?
– У меня выходит две – три тысячи долларов в месяц. Поменьше, конечно, чем в классическом волейболе зарабатывают ребята.
– На что тратишь свои деньги?
– У меня открыт жилищный вопрос. Я очень хочу купить квартиру.
– А сейчас где живешь?
– Федерация волейбола Казахстана снимает для меня квартиру.
– Не думал о том, чтобы взять ипотеку?
– Ни в коем случае. Не люблю быть должным. Да еще придется переплачивать огромные деньги банку. Моя ситуация позволяет обойтись без ипотеки.
– Жениться не планируешь?
– Пока нет. Я сначала должен крепко встать на ноги, чтобы хотя бы было свое жилье. Но я уже живу в гражданском браке.
– С кем, если не секрет?
– Она занимается классическим волейболом. Играет в команде «Алматы».
– Следишь за развитием событий в казахстанском классическом волейболе?
– Конечно. Я дружу с некоторыми молодыми игроками – с Сашей Стольниковым, с Мироненко. И я слежу за Национальной лигой Казахстана. Вижу, что с приходом на пост главного тренера сборной Казахстана Геннадия Паршина начали происходить изменения и в чемпионате. Появились несколько равных команд – «Казхром» из Хромтау привез сильных легионеров и выступает на одном уровне с действующими чемпионами Казахстана волейболистами «Алматы». Из стана «Алматы» игроки сборной Илья Староданов и Сергей Троцкий перешли в «Атырау». Так что у нас теперь появилось три примерно равных по силам команды, которые увеличивают конкуренцию и интригу. Впервые за долгие годы стало интересно ходить на игры чемпионата Казахстана. Паршин подтягивает молодых ребят из регионов.
– Может быть, по примеру классического волейбола стоит произвести какие-то перемены и в пляжном волейболе?
– Конечно, хотелось бы, чтобы чемпионат Казахстана проводился более широко, чтобы было больше туров. Призовой фонд надо увеличивать, чтобы люди чувствовали стимул для занятий пляжным волейболом. И самое главное – надо создавать детские учебные заведения, базы, секции. Сегодня молодые пляжники есть только в Актау и в Алматы, а хотелось бы, чтобы нашим видом спорта занимались и в других регионах страны.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.