Квадратный метр ритейла
Эксперты констатируют недостаток торговых площадей в КазахстанеКоэффициент соотношения торговых площадей на 1000 человек по сост...Эксперты констатируют недостаток торговых площадей в Казахстане
Коэффициент соотношения торговых площадей на 1000 человек по состоянию на сентябрь 2009 года для Алматы составляет 440,5 кв. м, для Астаны этот показатель равен 358,9 кв. м., такие данные приводит Агентство Республики Казахстан по статистике.
Между тем, Светлана Михина, ритейл-директор компании TS Engineering Group, полагает, что этот коэффициент «посчитан некорректно, более правильно при подсчете торговых площадей учитывать только площади современного уровня, то есть отвечающие международным стандартам торговли». Данный показатель не отражает реалии современного рынка торговли в Алматы.
К современным торговым центрам мегаполиса можно отнести Mega Center Almaty (около 40 000 кв. м), «Апорт» (40 000 кв. м), «Спутник» (20 000 кв. м) и Maxima (15 000 кв. м). В общей сложности получается, что около 115 000 кв. м. торговой площади в Алматы отвечает международным стандартам. При учете именно этого показателя коэффициент соотношения торговых площадей на 1000 человек для Алматы составит всего 76 кв. м. При подсчете можно включить так же и такие торговые центры как Promenade и Silk Way City и прочие центры предыдущего поколения. Тогда показатель приблизится к отметке в 100 кв. м. на 1000 жителей.
«Если сравнивать эту реальную цифру, – отмечает г-жа Михина, – с показателями Восточной Европы, к примеру, Чехией и Польшей, где коэффициент соотношения торговых площадей на 1000 человек составляет порядка 500 кв. м., то для такого мегаполиса как Алматы это небольшая цифра, показывающая перспективы развития рынка». Необходимость учета именно торговых площадей мирового уровня очевидна, так как международные игроки, приходящие на казахстанский рынок, в первую очередь обращают внимание на соответствие площадей международным стандартам.
Недостаток цивилизованной розничной торговли для Казахстана отмечает и Стивен Кригер, генеральный директор METRO Казахстан. По его словам, «количество торговых площадей, имеющихся на сегодняшний день в Казахстане, недостаточно, и в данном секторе наблюдается недостаток площадей по сравнению, скажем, с аналогичным сектором российского рынка». В настоящий момент торговые помещения в Казахстане представлены главным образом крытыми рынками (базарами) и торговыми центрами устаревшей концепции.
Потенциал казахстанского рынка розничной торговли огромен, так как увеличение доходов населения стимулирует потребительский спрос. По официальным данным, около 80% потребительских расходов в РК относится к продовольственным и непродовольственным товарам. Из них около 40% распределяется на продовольственные товары и остальные 60% – на непродовольственный сектор.
По прогнозам экспертов, оборот рынка ритейла в Алматы с 2006-го по 2012 год должен увеличиться в 3 раза. По Алматы розничный товарооборот через торговые предприятия, в число которых включены все виды современных торговых форматов: близлежащие магазины, супермаркеты, гипермаркеты (кроме открытых рынков, маленьких лотков и палаток индивидуальных предпринимателей), будет расти ежегодно и к 2012 году может достичь 56% товарооборота. В то же время, в соответствии с оценками экспертов ежегодный рост оборота рынка ритейла в Астане составит 25% в последующие 6 лет.
Обороты розничной торговли, по мнению специалистов, будут постоянно увеличиваться через торговые предприятия, а доля открытых рынков в столице в 2012 году может уменьшиться до 10-15% товарооборота. Рост торгово-розничного оборота в Астане в относительных цифрах – самый высокий в РК. Основываясь на данных Агентства РК по статистике, общий розничный оборот Алматы (40%) и Астаны (10%) составляет около 50% розничного оборота всей Республики Казахстан.
Говоря о современном состоянии на рынке ритейла, нельзя не отметить и положительную динамику. Так, за прошлый год порядка 10 новых международных брендов открыли свои первые магазины в Казахстане (Celio, Sinequanone, Jennyfer, Springfield, Orsay, Terranova и др.). Еще одним показателем можно считать и открытие в посткризисный период двух крупных торговых центров «Спутник» и «Апорт». Кроме того, по оценке г-жи Михиной, большим шагом в развитии «фэшн-ритейла» в Казахстане является открытие фирменного магазина фирмы Zara, которое, вероятно, повлияет на массовый выход на рынок Казахстана новых международных брендов в течение ближайших 2 лет. Zara – лидер среди «фэшн-ритейлеров» в Европе, и ее присутствие на рынке страны для других брендов показывает определенный уровень развития рынка, возможность его освоения.
Трудности ритейла
Несмотря на столь благоприятную оценку потенциала роста розничной торговли для Казахстана, в ней все еще остаются некоторые проблемы. Согласно исследованию по вопросам розничной торговли, проведенному Форумом предпринимателей Казахстана при поддержке USAID, большинство предпринимателей, около 70%, считают основной проблемой ведения бизнеса административные барьеры. Субъекты розничной торговли более всего подвержены проверкам различными государственными органами, что создает определенные трудности для развития малого и среднего бизнеса. «Но основной сложностью, по мнению г-на Кригера, в связи с вступлением Казахстана в Таможенный союз, для розничной торговли и казахстанских бизнесменов будет жесткая конкуренция».
В то же время крупные торговые центры сталкиваются с проблемами последствий девальвации тенге. Так, Нурлан Смагулов, президент Astana Group, в которую также входит девелоперское подразделение MEGA Development, заявил, что «нас сильно отбросила девальвация, которая фактически перечеркнула 2 года работы, потому что арендаторы платят нам в тенге, а кредит на строительство торговых центров мы погашаем в долларах. Наша компания пошла навстречу арендаторам и взяла на себя половину расходов, связанных с девальвацией тенге».
Другой проблемой для казахстанской розничной торговли является создание торговых площадей, отвечающих всем мировым требованиям, недостаток финансирования которых особо остро наблюдается в кризисный и посткризисный период. Некоторая часть проектов в 2008 – 2009 году по строительству торговых площадей была отложена, часть отменена, но некоторые все-таки удалось завершить. По данным ритейл-директора компании TS Engineering Group, в новом 2010 и в последующем 2011 году ни один торговый центр в Алматы не будет сдан в эксплуатацию, значит, новые проекты откладываются на 2012 и 2013 годы. Да и окупаемость торговых центров, по оценке г-на Смагулова, отодвинулась с 7-8 лет до 12-15. Крупные торговые центры становятся менее привлекательными для инвесторов и банков, таким образом, многие новые проекты останутся только на бумаге.
Трудности для развития торгового рынка Казахстана представляют также большая площадь, удаленность друг от друга городов, при небольшой плотности населения и достаточно сложная логистика. «Доходность населения вполне устраивает большинство международных компаний, – констатирует г-жа Михина, – но они сталкиваются с тем, что мы находимся довольно далеко от них, у нас нет моря и к нам легче привезти продукцию из Китая». Большинство иностранных марок заходит на наш рынок не с собственными магазинами, а посредством партнерства с казахстанскими компаниями, к примеру, при помощи франшиз, как это сделала и вышеупомянутая компания Zara.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.