Регистрация «проще некуда»
Нововведения в работе ЦОНовСократить сроки регистрации недвижимости с 15 до 5 рабочих дней и упростить работу ЦОНов до «одного з...Нововведения в работе ЦОНов
Сократить сроки регистрации недвижимости с 15 до 5 рабочих дней и упростить работу ЦОНов до «одного заявления» планирует Министерство юстиции Казахстана. Как сообщил глава ведомства Рашид Тусупбеков, «министерством прорабатывается вопрос полного перехода процесса регистрации прав на недвижимость в электронный формат с использованием системы «Электронный нотариат», а также по сокращению сроков регистрации прав на недвижимость с 15 до 5 рабочих дней». Процесс предоставления документов по 57 видам услуг центрами по обслуживанию населения также ждет значительное упрощение в связи с упразднением необходимости предоставления таких документов, как РНН, СИК, домовая книга и так далее.
Сейчас регистрация прав на недвижимое имущество предусматривает такие процедуры, как: прием документов, необходимых для государственной регистрации; проверку документов, представленных на государственную регистрацию; внесение записей о произведенной регистрации; совершение надписи на правоустанавливающем документе о произведенной государственной регистрации; выдача правоустанавливающего документа с отметкой о произведенной регистрации. Занимает весь этот процесс не менее 15 рабочих дней. За счет упразднения или ускорения каких процедур эти сроки сократятся до 5 дней, пока не сообщалось, но некоторые положительные последствия такого нововведения можно прогнозировать уже сегодня. Одно из них выделяет и г-н Тусупбеков, отмечая, что благодаря «Электронному нотариату» заявитель не будет иметь непосредственного контакта с чиновником, что «является наиболее эффективной антикоррупционной мерой и существенно облегчит процесс регистрации недвижимости для населения». По мнению Асель Даутбаевой, юриста департамента «Коммерческое право» юридической фирмы GRATA, положительные стороны этой перспективы можно оценить на примере развитых государств, которые используют электронную систему регистрации прав на недвижимость. Это позволяет предположить, что с внедрением подобной концепции работы регистрационных органов Казахстан перейдет к более высокому уровню контроля и обеспечения юридической безопасности заключаемых гражданами сделок в отношении недвижимого имущества. «Можно предположить, что переход к новой концепции регистрации прав на недвижимое имущество позволит более эффективно выявлять и предотвращать случаи мошенничества и подделок правоустанавливающих документов, а также других нарушений, допускаемых гражданами в процессе регистрации прав на недвижимое имущество», – поясняет г-жа Даутбаева.
Практика показывает, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, объемы заключаемых сделок в отношении недвижимого имущества практически не сократились. Однако, как подчеркивают юристы, существующий порядок регистрации прав на недвижимое имущество имеет ряд недостатков. Одним из таких недостатков являются большие временные и финансовые издержки, связанные с оформлением прав на недвижимость. Для того чтобы зарегистрировать свои права, правообладатель вынужден заниматься сбором необходимых для государственной регистрации документов, которые зачастую находятся в различных государственных органах. Разрозненность же многих государственных органов только усугубляет ситуацию.
При этом специалисты замечают, что в последние годы в большинстве государств постсоветского пространства достаточно широко обсуждается вопрос перехода процесса регистрации прав на недвижимое имущество в электронный формат с использованием так называемой системы «Электронный нотариат». Однако в связи с тем, что у нас еще не принята законодательная база, на основе которой будут осуществляться подобные операции, предположить насколько выгоден такой переход, довольно сложно.
Оказание госуслуг только на основании заявления и копии документа, удостоверяющего личность, при соответствующем исполнении, скорей всего, будет воспринято «ходоками по инстанциям» на «ура». По мнению министра юстиции, «это облегчит казахстанцам порядок получения госуслуг, избавит их от дополнительных затрат и сократит документооборот в госорганах». Как говорится, и вам, граждане, удобства, и нам опять же экономия. «Новая концепция по упрощению работы ЦОНов, предложенная Министерством юстиции РК, обеспечит предоставление более качественных и доступных услуг, а также оперативность и удобство их получения», – считают в GRATA.
Кстати, с августа 2010 года РНН и СИК будут окончательно заменены на индивидуальный идентификационный номер. В течение последних трех лет ИИК автоматически присваивался новорожденным и указывался в свидетельстве о рождении. На некоторых удостоверениях личности старого образца также присутствует ИИК. Он располагается под датой рождения. Тем, у кого на удостоверениях отсутствует этот номер, необходимо менять документ. До августа это можно сделать совершенно бесплатно, для чего необходимы домовая книга, старое удостоверение личности и фотография.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.