Кого накроет третья волна?

Международные финансовые организации и казахстанские эксперты расходятся во мненияхНесмотря на оптимистичные заявления правитель...

Международные финансовые организации и казахстанские эксперты расходятся во мнениях

Несмотря на оптимистичные заявления правительства о том, что 2010 год должен стать для Казахстана временем выхода на устойчивое экономическое развитие, казахстанские аналитики не торопятся говорить об окончании кризиса в стране. По их мнению, кризис еще не закончился, более того, ожидается ухудшение ситуации, а именно прогнозируется третья волна.

Напомним, в августе 2007 года банковский сектор Казахстана столкнулся с кризисом ликвидности, это была первая волна глобального кризиса. Вторая волна ознаменовалась выходом проблемы за пределы финансовой отрасли. Сейчас, экономисты ожидают прихода третьей волны. Вместе с тем, бытует мнение, что никаких волн кризиса нет, и это всего лишь определенная характеристика экономического состояния.

Согласно обзору, проведенному Институтом политических решений, который проанализировал современную экономическую ситуацию в Казахстане, более половины (56,7%) экспертов считают, что экономика РК все еще переживает кризис.

Результаты исследования демонстрируют довольно высокий уровень ожиданий ухудшения экономической ситуации – 66,6% респондентов. Экспертное сообщество прогнозирует, что осложнение экономической ситуации можно ожидать уже в 2010 году, при этом 43,3% называют первое полугодие и 33,3% – второе, говорится в докладе.

Опрошенные «Капитал.kz» эксперты отмечают, что основными факторами, влияющими на обострение экономической ситуации в Казахстане, являются: рост просроченной кредитной задолженности банкам как со стороны физических лиц, так и со стороны предприятий; снижение спроса на потребительском рынке; ухудшение ситуации в секторе МСБ; снижение цен на нефть.

Между тем, международные финорганизации более оптимистично высказываются относительно будущей ситуации на мировых рынках.

Так, Всемирный банк в своих последних заявлениях говорит, что мировое финансовое положение постепенно улучшается и даже прогнозирует увеличение роста мирового ВВП. «Реальная экономика постепенно восстанавливается. Ко второму полугодию замедлится рост в США, Европе и Японии. Это может стать началом коррекции на мировых рынках», – утверждает известный экономист Нуриэль Рубини, цитату которого приводит агентство «Интерфакс-АФИ».

К тому же, Доминик Стросс-Кан, директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ), выступая с докладом на Азиатском финансовом форуме в Гонконге, заявил, что темпы роста мировой экономики в этом году превысят предыдущий прогноз МВФ в 3%. «За последние десятилетия Азия стала серьезным игроком в мировой экономике, – утверждает г-н Стросс-Кан. – Сегодня Азия – мировой лидер в том, что касается восстановления экономики после кризиса. И в ближайшие десятилетия динамичное развитие региона обеспечит ему еще более важную роль».

Согласно октябрьскому докладу МВФ, экономика Азии быстро оправилась после кризиса благодаря устойчивости внутреннего спроса, здоровой экономической базе и экстренным мерам правительств региона. Темпы роста ВВП в странах Азии, без учета Японии, вероятно, превысят 7% в 2010 году.

Исходя из этих прогнозов, всемирные финансовые организации пророчат наиболее активное восстановление странам Азии и другим развивающимся рынкам. Тем не менее, казахстанские эксперты прогнозируют третью волну кризиса во второй половине 2010 года. Что следует ожидать и как объяснить такие различия в прогнозах международных организаций и казахстанских аналитиков, «Капитал.kz» узнал у экспертного сообщества.

Опрошенные аналитики отметили, что Казахстан попадает в зону группы риска в связи со своим внешним долгом в банковском секторе. ВБ и МВФ замечают рост восстановления в финансовом секторе Азии, но при этом их данные не имеют под собой достаточных оснований. 

Поясняя данное утверждение, Олжас Худайбергенов, руководитель группы по проведению макроэкономических исследований, заявляет, что «ВБ и МВФ регулярно выпускают ежеквартальные обзоры мировых экономик, которые не проходят тщательной экспертизы определенных проблем. Когда МВФ выпускал очередной обзор в июле 2007 года, за месяц до американского кризиса, в нем не было упомянуто ни одного слова о надвигающейся рецессии, и даже были предположения об улучшении дальнейшей ситуации на финансовом рынке». Также г-н Худайбергенов подчеркивает, что «большинство ведущих мировых экономистов увидели надвигающийся кризис, а МВФ даже не предполагал о нем. Я думаю, что похожая ситуация происходит и сейчас, и если они ошибутся в своих прогнозах в очередной раз, тогда можно будет с уверенностью исключить МВФ как достоверный источник информации».

По словам аналитика, основная проблема ВБ и МВФ как аналитиков в сфере экономики состоит в том, что они сами являются элементами мировой финансовой системы. То есть они находятся внутри этой системы, и видеть, что происходит снаружи, не могут.

Что касается нынешней ситуации, по его мнению, достаточно взглянуть на статистические данные азиатских «развивающихся рынков», и можно увидеть, как сокращается кредитование, а также падение промышленного сектора.

«Например, в Европе промышленный сектор начал падать. Сейчас все предпосылки для третьей волны мирового кризиса уже есть. Наблюдается два симптома: укрепление курса доллара и падение цены на нефть», – добавил г-н Худайбергенов. Несмотря на прогнозы международных финансистов об активном восстановлении стран Азии, рынкам акций Индии и Китая уже стоит задуматься о подготовке к коррекции во втором полугодии, поскольку даже сейчас в их экономике заметны признаки перегрева.

Подтверждением вышесказанного является недавнее заявление Китая, что на его рынке наблюдается дефицит доллара. Кроме того, нынешний ипотечный рынок КНР сильно напоминает американский докризисный, с максимальными раздачами кредитных займов и без должной проверки платежеспособности заемщика.

Плюс к этому, руководитель группы по проведению макроэкономических исследований отметил тот факт, что достоверность информационных ресурсов ВБ и МВФ сомнительна. «Эти финансовые организации получают данные от национальных статистических служб, которые, в свою очередь, осознанно или нет, искажают данные, преследуя собственные цели,–  полагает г-н Худайбергенов, – И на основании этих данных большинство финансовых организаций делают выводы. Более того, когда ВБ и МВФ, получив такие данные, применяют инструменты статистического анализа без какого-либо фундаментального анализа». Примером является нынешняя «похвала» КНР мировыми организациями, которая безосновательно декларируется, невзирая на какие-либо факты касательно их мощной кредитной накачки, ставя под угрозу нынешнее качество китайского кредитного портфеля.

Считается, что для предотвращения угрозы нового кризиса достаточно ужесточить требования к банковской системе и более жестко контролировать рынок недвижимости. По словам Каната Берентаева, заместителя директора Центра анализа общественных проблем, причины кризиса кроятся в более углубленном понимании его сущности.

Аналитик пояснил «Капитал.kz», что нынешний кризис свидетельствует об отрыве финансового сектора от потребностей реальной экономики. С бурным развитием виртуальной экономики, которую не ограничивают границы национальных экономик, все больше усиливается глобализация мировой экономики. Приведенная экспертом цитата Джорджа Сороса подтверждает его слова: «Вся эта глобальная финансовая система была построена на ложных предпосылках. Что еще важнее, неверные представления лежат в основе не только финансового рынка, но и всего социального устройства».

С точки зрения г-на Берентаева, главной причиной кризиса является утрата денежными единицами, как институтом рыночной экономики, двух своих функций. Во-первых, функции меры стоимости, после отказа от золотого стандарта в результате Бреттон-вудских соглашений. Во-вторых, функции меры накопления богатства, после отказа США обменивать доллары на золото частным банкам и физическим лицам золото превратилось в рядовой биржевой товар.

В условиях глобализации это привело к резкому разрыву финансового и реального секторов экономики. Необеспеченные товаром деньги зажили своей жизнью, так как их рост уже не сдерживается объемами производства товаров и услуг. «Мир вступил в самую спекулятивную форму движения капитала, когда деньги делают деньги, то есть из кругооборота Д – Т – Д1 исключено производство, формула приобрела вид Д – Д1», добавил Канат Берентаев.

Также эксперт отмечает, что существуют объективные экономико-политические циклы, которым в каждой фазе соответствует своя модель экономической политики, неолиберальная или неокейнсианская. «Модель каждого типа имеет свой потенциал экономического роста, исчерпание которого приводит к экономическому кризису и, следовательно, замены одной модели на другую, – комментирует экономист. – «Если смотреть на предыдущие экономические кризисы с этих позиций, то данную связь можно проследить достаточно очевидно».

Это значит, что любая национальная валюта, будь это доллар или евро, уже не может играть роль резервной валюты. В итоге, по мнению заместителя директора Центра анализа общественных проблем, чтобы избавиться от кризисов такого рода, в первую очередь, необходимо решить методологические проблемы роли и функции денег в условиях глобальной экономики, а затем выбрать единицу измерения, которая может сыграть роль мировой валюты.

«Единственный выход из этой ситуации – возвращение утерянных функций к «новым» деньгам. Что будет в основе «новых» денег – киловатт, трудочас или другая единица, нужно решать быстрее, а не корректировать и совершенствовать устаревшую систему», – заключил г-н Берентаев. 

Если предполагается третья волна кризиса, которая по большей части будет носить социальный характер, в частности, массовой безработицы, то насколько правомерно решение нашего правительства о «переброске» части средств, предусмотренных в текущем году на реализацию программы «Дорожная карта», которая направлена на решение вопросов занятости населения в условиях кризиса, на проекты мусоропереработки? По мнению г-на Худайбергенова, «строительство мусороперерабатывающих заводов – это тоже рабочие места. Здесь говорится об определенной сумме, которую можно перенаправлять с одного объекта на другой, так как оба объекта важны и будут оказывать положительное влияние на социальную поддержку в плане противодействия кризису и создания рабочих мест».


Мировая финансовая система все еще нестабильна

Согласно результатам обзора Института политических решений, есть вероятность, что казахстанская экономика испытает третью волну финансового кризиса. Основываясь на прогнозах международных финорганизаций, ожидается, что мировое финансовое положение постепенно улучшится, также увеличится рост мирового ВВП. Однако казахстанские эксперты прогнозируют третью волну кризиса во второй половине 2010 года. Насколько оправданы такие прогнозы, и чем ознаменуется третья волна кризиса, «Капитал.kz» ответил Рафис Абазов, профессор по центральноазиатским исследованиям в Колумбийском университете города Нью-Йорка, автор множества книг по странам Центральной Азии.

– Насколько оправданы такие прогнозы?

– Сегодня еще присутствует нестабильность мировой финансовой системы. Риски остаются высокими в связи с неопределенностью в отношении глобального экономического роста в текущем году в финансовом и банковском секторах, а также в политике правительств, направленной на реализацию программ стимулирования своих экономик (ESP) и всемирного экономико-политического направления, особенно стран, входящих в ОБСЕ.

– Чем ознаменуется третья волна кризиса? Будет ли это кредитный дефолт в банковской системе?

– Изначально важно определить, что мы подразумеваем под термином «третья волна». Я считаю, что третья волна кризиса, скорее всего, не будет иметь глобального экономического характера. По всей видимости, это будет серия кредитных дефолтов, банкротств на региональном и национальном уровнях, что отразится на банковском секторе и на рынке недвижимости. Продолжительность экономических проблем может присутствовать в таких странах, как ОАЭ, Греция, Исландия и Ирландия, в США, в таких регионах, как Калифорния, Невада и т.д. Экономические проблемы по сей день присутствуют в банковском секторе в Штатов. Регулирующие органы США уже закрыли 10 банков в январе 2010 года. Несколько дней назад произошел серьезный дефолт в реализации 56-миллиардного контракта по нью-йоркской недвижимости.

– Если предполагается третья волна кризиса, которая по большей части будет связана с безработицей, то насколько правомерно решение казахстанского правительства о «переброске» части средств, предусмотренных в текущем году на реализацию программы «Дорожная карта», на проекты по мусоропереработке?

– Безработица остается самой большой проблемой в США, Западной Европе, России и многих других странах. Во многих частях мира официальный уровень безработицы достиг 10%, а по неофициальным оценкам, это могут быть еще более высокие цифры. В 1990-ых годах некоторые неоконсерваторы-экономисты считали, что государству следует сосредоточиться только на макроэкономической ситуации страны, социальные вопросы занятости и трудоустройства были не столь важны. В нынешних условиях подход другой. Правительства США и Великобритании трудятся над созданием рабочих мест путем финансирования государственных инфраструктурных проектов и предоставления различных форм для обеспечения социального благосостояния людей. Поэтому подход Казахстана к данной программе значительно отличается от зарубежных подходов.

– Всемирный банк прочит наиболее активное восстановление странам Азии и другим процветающим рынкам. Как, по Вашему мнению, будет происходить восстановление экономики Казахстана после кризиса?

– Прежде всего, не все страны в Азии относятся к группе «развивающихся» с высоким экономическим ростом. Например, Малайзия и Таиланд будут по-прежнему иметь экономические трудности, и они должны усердно работать над своим финансовым положением в 2010-2011 годах, чтобы вернуться к прежним оценкам экономического роста. Некоторые провинции Китая также будут иметь структурные проблемы. Правительствам США и Западной Европы придется скорректировать свою политику и исправить многие структурные проблемы в 2010 году. А это, стоит заметить, очень медленный и болезненный процесс.

По моему мнению, экономическое развитие в Казахстане зависит от трех основных факторов: а) цена на нефть на мировом рынке; б) эффективная реструктуризация банковского и реального секторов экономики, а также в секторе недвижимости; с) эффективная реализация государственных антикризисных программ.

Недостаточно просто заявить об условиях реконструктивной политики, важнее то, как осуществлять реформы эффективным и последовательным образом.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤