Семь бед – один ответ
Развитие логистических систем ускорит интеграцию Казахстана в мировое пространствоУскорить интеграцию Казахстана в мировое эконо...Развитие логистических систем ускорит интеграцию Казахстана в мировое пространство
Ускорить интеграцию Казахстана в мировое экономическое и информационное пространство поможет формирование и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем. Такое мнение озвучил Витаутас Наудужас, специальный представитель Казахстана в ОБСЕ по вопросам транспорта, в ходе международной конференции «Роль логистики на пути Азия – Европа».
«Для Казахстана формирование и развитие логистических систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию страны в мировое экономическое и информационное пространство», – сказал он.
Опыт промышленно развитых зарубежных стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном мире. Этим объясняется, по словам Ромуалдаса Козыровичюса, посла Литвы в Казахстане, активное развитие межгосударственных и транснациональных систем, призванных облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей.
Кроме того, построение логистических систем является неким путем выхода из затянувшегося кризиса.
В 2010 году Казахстан стал страной-председателем в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Впервые за всю историю ОБСЕ пост председателя закреплен за среднеазиатским государством, что свидетельствует об огромном доверии со стороны европейских стран и является неким индикатором достижений Казахстана в глазах мирового сообщества. Согласно правилам процедур ОБСЕ, тройку ОБСЕ образуют действующий, предыдущий и последующий председатели организации. В этом году в тройке ОБСЕ участвуют Греция, которая председательствовала в 2009 году, Казахстан как действующий председатель и Литва, которая будет председательствовать в организации в 2011 году.
Казахстан и Литва договорились, что в годы председательства обеих стран приоритетными направлениями станут развитие и расширение транспорта и транзита. Кроме того, этот период совпадает с реализацией государственной программы Казахстана «Путь в Европу», осуществление которой начато в 2009 году и завершится в 2011-м. Успех развития транзита и осуществление программы «Путь в Европу» во многих случаях зависят от эффективной логистики.
Между тем, эффективность логистики Казахстана оценил Всемирный банк. Как стало известно, страна достигла значительных успехов в упрощении процедур торговли, заняв 62-е место из 155 стран в Индексе эффективности логистики LPI Всемирного банка. «Таким образом, Казахстан передвинулся на 71 позицию вверх по сравнению с результатами предыдущего исследования в 2007 году», – указывается в пресс-релизе регионального проекта USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC). Исследование было проведено в странах Центральной Азии.
Индекс эффективности логистики основан на всемирном опросе экспедиторов и перевозчиков, которые оценивают «дружелюбность» отрасли логистики в странах, в которых они работают, и в странах-торговых партнерах. Общий рейтинг состоит из шести индикаторов эффективности и компетентности логистических операций в стране, включая оценку процедур таможенного оформления, перемещения груза и организации международных перевозок.
Согласно исследованию, 83% респондентов отметили улучшение логистических услуг частного сектора, 57% – улучшение процедур таможенного оформления товаров, а 64% заявили о том, что импорт почти всегда оформляется и доставляется в положенные сроки.
Несмотря на заметные улучшения, проблемы все еще существуют. Например, респонденты отметили проблемы, связанные с коррупцией, сложностью и непрозрачностью процедур таможенного оформления с участием государственных органов, помимо таможни. Так, перевозчикам приходится сталкиваться с пятью различными государственными органами в среднем для оформления импорта. Физический досмотр, который замедляет процесс оформления, имеет место в два раза чаще, чем в аналогичных странах со средним уровнем доходов. Согласно ответам респондентов, 42% поставок подвергаются физическому досмотру, и 21% грузов осматривается более одного раза.
В отчете Всемирного банка на 2010 год говорится о том, что «…индикаторы LPI могут послужить катализаторами, способствуя созданию прецедента для проведения государственно-частной реформы, и таким образом помочь странам разрушить порочный круг «недружелюбной логистики».
В свою очередь USAID, используя результаты отчета Всемирного банка, продолжит содействие Казахстану по созданию единого окна для участников ВЭД, что является еще одним важным шагом к обеспечению прозрачности и упрощению таможенных процедур, и будет способствовать повышению конкурентоспособности Казахстана в мировой торговле.
Проект RTLC финансируется правительствами США и Казахстана и будет действовать до сентября 2011 года. Реализацией проекта занимается The Services Group.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.