И 100 тенге капитал
Регистрацию юридических лиц упростилиПроцедуры для начала ведения бизнеса в Казахстане упрощены. В частности, сокращаются сроки...Регистрацию юридических лиц упростили
Процедуры для начала ведения бизнеса в Казахстане упрощены. В частности, сокращаются сроки госрегистрации юридических лиц, учетной регистрации филиалов, представительств и упрощаются административные процедуры при создании юридического лица.
Так, во вторник в «Казахстанской правде» был опубликован Закон Республики Казахстан от 20 января 2010 года № 239-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». Изменения и дополнения, в частности, внесены в Гражданский кодекс, Закон РК от 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», Закон РК от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах», Закон РК от 22 апреля 1998 года «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».
Согласно данному закону, пункт 5 статьи 58 Гражданского кодекса изложен в следующей редакции: «5. Учредительные документы хозяйственного товарищества (устав и учредительный договор), за исключением хозяйственного товарищества, являющегося субъектом малого предпринимательства, подлежат нотариальному удостоверению». То есть отныне хозтоварищества, являющиеся субъектами малого предпринимательства, могут не удостоверять свои учредительные документы. Это вызывает определенный оптимизм, поскольку будут сэкономлены время и деньги. Но вот у нотариусов работы будет поменьше.
Изменены и сроки регистрации. Так, теперь государственная регистрация юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, а также юридических лиц, являющихся субъектами среднего и крупного предпринимательства и осуществляющих свою деятельность на основании типового устава, и учетная регистрация их филиалов и представительств должна быть произведена не позднее одного рабочего дня, а государственная (учетная) перерегистрация – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подачи заявления с приложением необходимых документов. Правда, в указанные сроки государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридических лиц, филиалов и представительств не входят сроки регистрации в органах госстатистики и налоговых органах. То есть изменения хорошие, но половинчатые, ибо без полного пакета документов все равно начинать деятельность невозможно.
И еще один очень интересный момент. Пункт 2 статьи 23 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» изложен в следующей редакции: «Первоначальный размер уставного капитала равен сумме вкладов учредителей и не может быть менее суммы, эквивалентной ста размерам месячного расчетного показателя на дату представления документов для госрегистрации товарищества, за исключением товарищества с ограниченной ответственностью, являющегося субъектом малого предпринимательства, размер минимального уставного капитала которого не может быть менее ста тенге». Всего 100 тенге теперь будет составлять уставный капитал ТОО, являющихся субъектами малого предпринимательства. Становится понятным, чем СМП отличаются от других субъектов. Начинающим предпринимателям теперь, безусловно, легче будет открыть свое дело. И самое главное – Закон об упрощении госрегистрации юридических лиц вводится в действие через 10 дней после официального опубликования, то есть с 12 февраля 2010 года.
Напомним, в конце прошлого года законодательство Казахстана, касающееся предпринимателей, претерпело существенные изменения. Так, 17 июля 2009 года был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства». В связи с этим законом появились такие понятия, как: риск, степень риска, критерии оценки степени рисков, проверочные листы и др. Также следует отметить, что подзаконные нормативные акты, касающиеся проверок, приведены в соответствие с вышеуказанным законом. Теперь вместо утратившей силу Инструкции о ведении государственной регистрации, статистического учета и контроля проверок, осуществляемых госорганами РК, от 14 ноября 2007 года приказом генпрокурора РК от 24 декабря 2009 года № 71 утверждена Инструкция о ведении единой государственной регистрации, учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан. В чем суть этой инструкции? Кратко проанализируем ее основные положения.
Во-первых, данная инструкция осуществляется в целях: сбора, учета, анализа и предоставления госорганам, физическим и юридическим лицам достоверной и достаточной правовой статистической информации, формируемой по результатам проверок, проведенных госорганами РК, а также повышения эффективности и качества правозащитной деятельности в стране при планировании и оптимизации проверок деятельности субъектов частного предпринимательства, госучреждений и госпредприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность.
Во-вторых, в инструкции подробно расписано все, что касается акта о назначении проверки – правового акта госоргана, оформленного с соблюдением требований, установленных законодательными актами РК. Расскажем об этом подробней.
Итак, согласно инструкции, для регистрации в орган по правовой статистике и специальным учетам предоставляются акт о назначении проверки в двух экземплярах (оригинал и заверенная копия), заполненная учетная карточка сведений о проверке, осуществляемой государственным органом Республики Казахстан, согласно приложению 1 к инструкции. Следует подчеркнуть и такой момент: при ведении ведомственных автоматизированных систем учета проверок для госрегистрации проверки указанные документы, подписанные электронной цифровой подписью, направляются в электронном формате, определяемом органом по правовой статистике и специальным учетам.
В случае проведения внеплановой проверки на объектах, находящихся на значительном отдалении от места расположения контролирующих и регистрирующих органов, регистрация акта о назначении проверки осуществляется в течение следующих пяти рабочих дней после начала проверки.
При регистрации акта о назначении внеплановой проверки сотрудник госоргана представляет оригинал и копию документа, послужившего основанием для назначения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законами РК. Сотрудник органа по правовой статистике и специальным учетам, получив информационные учетные документы, не позднее трех часов с момента представления акта о назначении проверки на регистрацию: вносит запись в Журнал регистрации актов о назначении проверок, оформляемый в соответствии с приложением 2 к инструкции, в учетную карточку формы № 1-П и талон – приложение к ней; проверяет соответствие акта о назначении проверки требованиям действующего законодательства, полноту заполнения учетной карточки формы № 1-П и акта о назначении проверки.
При отсутствии оснований для отказа в регистрации акта о назначении проверки сотрудником органа по правовой статистике и специальным учетам ставится штамп о регистрации акта о назначении проверки согласно приложению 3 к инструкции. Предприниматели, обратите на это внимание – без штампа акт о назначении проверки является недействительным.
И еще один немаловажный момент. Для отказа субъекту госрегистрации в регистрации акта о назначении проверки достаточно наличие одного из 15 оснований. В их числе: назначение плановой проверки, не указанной в плане проверок; несоблюдение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки; назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию; назначение проверки объекта по анонимному обращению; назначение внеплановой контрольной проверки, если предшествующей проверкой не были выявлены нарушения; поручение проведения проверки лицам, не имеющим на то соответствующих полномочий; отсутствие данных об уведомлении субъекта частного предпринимательства о предстоящей проверке; нарушения требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия проведения проверок.
Безусловно, эта инструкция очень важна и нужна, а ее знание поможет государственным органам, наделенным контрольно-надзорными функциями, правильно оформлять документы, иметь веские основания при проведении проверок субъектов частного предпринимательства. Предприниматели, в свою очередь, прежде чем допустить проверяющих, должны удостовериться в том, что акт о назначении проверки зарегистрирован в органах правовой статистики и специальным учетам, при этом зарегистрирован в соответствии с данной инструкцией.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.