Один день в Париже
Наверняка каждый из вас не раз слышал восторженные отклики очевидцев о великолепии, очаровании и незабываемости столицы Франции...Наверняка каждый из вас не раз слышал восторженные отклики очевидцев о великолепии, очаровании и незабываемости столицы Франции – Парижа. Да, еще и эта расхожая фраза «увидеть Париж и умереть!». Не знаю, обделена ли я полнотой чувств или наоборот награждена трезвостью восприятия, но для меня Париж – это не такое волшебное и загадочно романтическое место, о котором повествуют все без исключения путеводители.
Безусловно, Париж как один из старейших городов со своей неповторимой историей мира заслуживает того, чтобы в нем побывать. Вот только на земле так много мест, которые не уступают ему ни на грамм в способности дарить вдохновение и полет фантазии, что всеобщая истерия по отношению к его уникальности, на мой взгляд, слегка нелепа. Сдается, что Париж, сам того не желая, стал заложником массовой культуры, где его светлый образ очерняется множеством растиражированных, изображений, клише и штампов.
При всем при этом следует подчеркнуть, что французам как никому на свете удается придать шарм и шик всему, что располагается на их земле. Подтверждение этих слов можно найти практически на всех улочках, но только старой части Парижа, так как современный мегаполис Париж включает в себя такие трущобы, что попасть туда не пожелаешь и врагу, но это скорее закономерность современных больших городов, нежели отличительная черта столицы Франции.
Так что я предлагаю вашему вниманию программу минимум на один день в Париже, чтобы вы своими глазами смогли либо согласиться со мной, либо поспорить. Без сомнений, посмотреть весь Париж за один день не удастся, но я вам предлагаю хотя бы начать с первой базовой и, непременно, пешеходной самостоятельной экскурсии по центру французской столицы. Следует пояснить несколько моментов, почему именно пешая прогулка. Во-первых, вы никогда не сможете сказать, что вы были в каком-либо месте, пока не ступите на него своими собственными ногами, пока не порыскаете в его поисках, при этом почувствуете себя сродни кладоискателям, которые, вооружившись картой и неисчерпаемым желанием, рыскают в поисках сокровищ. Найденная самостоятельно достопримечательность будет для вас как ценный приз, и незабываемые ощущения ее нахождения будут преследовать вас, заставляя идти на все новые и новые подвиги в поисках новых сокровищ. В то же время, найдя самостоятельно множество объектов в незнакомом городе, этот город станет для вас уже не таким незнакомым. Во-вторых, обзорная автобусная экскурсия по городу сродни фильму на DVD, вы все посмотрели, но впечатления остались двухмерными, вы не ощутили весь объем вещей, скульптур, зданий и улиц. И, в-третьих, «цивилизованный» отдых с гидом – это чистой воды конформизм, на мой взгляд. Хотя каждый имеет, чем и замечательно сосуществование на земле, право на свою точку зрения. Последнее право решать, как провести время в Париже, безусловно, за вами, мне остается только поведать вам о своем видении идеального первого рандеву с городом на реке Сена.
Grand Opera – Musee du Louvre – Jardin des Tuileries – Place de la Concorde – Avenue des Champs Elysees – Arc de Triomphe – Tour Eiffel – Hotel des Invalides
Начать свою экскурсию нам следует с дивной красоты здания Grand Opera, что находится на Place del’Opera (здесь и далее я буду приводить вам французские названия улиц, площадей и достопримечательностей, чтобы вы легче смогли сориентироваться на месте).
Гранд Опера – это крупнейший французский театр оперы и балета в Париже. Здание оперы построено архитектором Ш. Гарнье, отсюда еще одно название – «Палас Гарнье», в 1875 году для французской Королевской академии музыки и танца (основана в 1669 году, открыта в 1671 году. До открытия Гранд-Опера спектакли давались в различных помещениях, в том числе в «Пале-Рояль»). Фасад поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Перед вторым пилястром справа – восхитительный шедевр Жана-Батиста Карпо «Танец». Плафон зрительного зала расписан в 1964 году выдающимся художником М. Шагалом. На протяжении трех веков театр является одним из центров европейской оперной культуры. В Гранд Опера прошли мировые премьеры ряда крупнейших сочинений в истории оперного жанра, в том числе: «Весталка» Спонтини (1807), «Вильгельм Телль» Россини (1829), «Немая из Портичи» Обера (1828), лучшие оперы Мейербера («Роберт-Дьявол», «Гугеноты», «Пророк»), «Дон Карлос» Верди (1867), «Гамлет» Тома (1868), вторая редакция (с речитативом и балетом) оперы Гуно «Фауст» (1869), ряд опер Массне и так далее. Среди премьер XX века опера «Мавра» Стравинского (1922), «Эдип» Энеску (1936) и другие. На сцене Гранд Опера пели великие исполнители, среди которых: Джулия Гризи, Карузо, Шаляпин, Тиль и другие.
После осмотра здания оперы нам следует пройти по Avenue del’Opera к зданию Musee du Louvre. Музеи Парижа, даже только самые крупные – это настоящая сокровищница всего человечества, они заслуживают нескольких томов многостраничных фолиантов и, конечно, отдельного разговора. Вам понадобится несколько дней только на то, чтобы ознакомиться с основными шедеврами, хранящимися в стенах Лувра. Поэтому, советую, в первый день ограничиться лишь осмотром самого здания музея, которое также можно считать экспонатом.
Лувр возник в конце ХII века как одна из парижских крепостей. Его нынешнее здание стоит на месте крепости, воздвигнутой королем Филиппом Августом около 1190 года. К ХIV веку вокруг нее сложился ансамбль королевской резиденции. За замком закрепилось название Лувр, считается, что оно происходит от французского «louve» – «волчица», так как некогда здесь располагался королевский зверинец-волчатник. Строительство нового здания замка началось в 1540-х годах. Стройка, как это часто бывает, растянулась на несколько десятилетий. Одно из помещений дворца – «Большую галерею» по распоряжению короля Генриха IV отдали приглашенным им в Лувр мастерам, преуспевающим в живописи, скульптуре, ювелирном и часовом деле и других искусствах. В то время в Лувре были устроены ковровые мастерские, здесь чеканились монеты и медали, а с 1640 года печатались книги.
«Король – солнце» Людовик IV предпринял грандиозную попытку реконструкции Лувра, но он был весьма импульсивен. И когда в 1682 году резиденция французских королей была перенесена в Версаль, все строительные работы в Лувре были прекращены, и здание пришло в упадок. В 1750 году речь шла даже о сносе Лувра. Вторая жизнь Лувра началась в годы французской революции. 10 августа 1793 года королевская художественная галерея была открыта для посещения и стала музеем. Свой современный вид замок приобрел в 1871 году.
В настоящее время здания музея Лувра занимают огромную территорию в 18 гектаров. Это один из крупнейших в мире музеев, чей каталог насчитывает около 400 000 экспонатов.
На площади в центре Лувра располагается весьма неоднозначное сооружение из стекла и металла, особо выделяющееся на фоне величественного замка. Эту стеклянную пирамиду, призванную упростить вход в музей, соорудил американский архитектор китайского происхождения М. Пей. Не знаю, какие эмоции у вас вызовет этот объект современной архитектуры, но одно могу сказать точно: летом в нем невозможно жарко и многолюдно.
Напротив стеклянного входа в Лувр открывается удивительная парадная панорама. Две арки (Arc de Triomphe du Carrousel и Arc de Triomphe), сад Jardin des Tuileries, обелиск на Place de la Concorde и Avenue des Champs Elysees вместе образуют неповторимую перспективу, если смотреть на них именно со стороны Лувра. Этот вид буквально завораживает и манит, что и правильно. Мы, поддавшись искушению, отправляемся по направлению к Триумфальной Арке, стоящей на Place de l’Etoile, на площади звезды, названной так из-за отходящих от нее как лучики дорог.
На пути к Place Charles de Gaulle, другое название которой Place de l'Etoile, перед нами предстает не менее примечательная площадь Парижа – Place de la Concorde, что на русский язык переводится как «площадь согласия». Площадь Согласия занимает обширный участок между Тюильрийским садом и Елисейскими полями. Площадь была разбита в середине XVII века по проекту архитектора Габриэля и сначала носила имя Людовика XV. Подобно другим «королевским» площадям, она была украшена конной статуей монарха, но было в ее планировке и нечто принципиально новое: она не застроена по периметру домами, благодаря чему с любой точки площади открываются широкие перспективы. В самом начале французской революции памятник королю был низвергнут, а площадь Людовика XV переименована в площадь Революции и украшена статуей Свободы. 21 января 1793 года на участке возле Елисейских полей был обезглавлен король Людовик XVI. Через несколько дней эшафот с гильотиной был установлен возле террасы Тюильрийского сада. Здесь были казнены королева Мария-Антуанетта, Шарлотта Корде (убившая Марата), герцог Орлеанский Филипп-Эгалите, фаворитка короля мадам Дюбарри, революционеры Камилл Демулен, Сен-Жюст, Дантон, многие жирондисты. Годом позже на площади были гильотинированы жертвы термидорианского переворота во главе с Максимилианом Робеспьером. Всего во время революции на площади было казнено 1119 человек. В 1795 году площадь, ставшая свидетелем многочисленных казней, как это ни парадоксально, но это французы и этим все сказано, получила примирительное название – площадь Согласия. В период правления «короля французов» Луи-Филиппа на площади появились древнеегипетский обелиск, два фонтана, конные группы и мраморные статуи с изображением городов Франции. Обелиск, украшающий площадь, – это подарок египетского вице-короля Мехмета-Али. Он был доставлен в Париж из храма Амона в Фивах. Возраст монумента примерно 3600 лет. Обелиск высечен из розового гранита. Высота его – 23 метра, вес – 230 тонн. С четырех сторон он покрыт иероглифами, прославляющими фараонов Рамзеса II и Рамзеса III. По двум сторонам обелиска Гитторф установил два фонтана 9-метровой высоты, имитирующие фонтаны площади св. Петра в Риме. Фонтаны украшены статуями Тритона, Нереиды и других мифических персонажей, а также восемнадцатью ростральными колоннами. По вечерам фонтаны подсвечиваются. Недавно завершились работы по их реставрации. В 1835 году архитектор Гитторф завершил оформление площади, соблюдая принципы планировки Габриэля. Так площадь Согласия обрела свой нынешний вид.
Place de la Concorde плавно переходит в столь знакомый любой моднице бульвар Елисейские поля, или, как звучит его название по-французски, Avenue des Champs Elysees. Понятие Елисейские поля включает в себя несколько улиц. Авеню Монтень, где расположены дома «высокой моды», в том числе Дом Кристиана Диора; авеню Елисейских полей – здесь проходят самые торжественные манифестации, например, ежегодные торжества по поводу годовщины взятия Бастилии. Там, где Елисейские поля поднимаются вверх, на вершине холма Шайо, в центре площади Шарля де Голля царит величественная Триумфальная арка (Arc de Triomphe). Первый камень в ее основание заложил Наполеон в 1806 году, но ему не суждено было пройти победителем под ее сводом. Крушение Французской Империи прервало строительные работы, и арка была достроена значительно позже. С Триумфальной аркой связано несколько курьезных историй. Например, Виктор Гюго написал о монументе с площади Этуаль целую поэму, которая так и называется «Триумфальная арка». Но посвятил знаменитый писатель ее своему отцу. В конце достаточно обширного текста во славу своему отцу, отмечая все его заслуги перед родиной, классик французской литературы с горечью заключает: «Имя его не значится на Триумфальной арке площади Этуаль». Уже в наше время личному секретарю знаменитой певицы Эдит Пиаф не пришло в голову ничего лучшего, как сделать себе яичницу на Мемориальном огне под Триумфальной аркой. И откуда только у этих эксцентричных французов такие идеи?! Кроме того, что арка является прекрасным памятником архитектуры, с платформы, расположенной на ее крыше, открывается прекрасный вид на Елисейские поля и деловой район Дефанс.
Теперь мы направляемся посмотреть на символ Парижа Эйфелеву башню. Необходимо пройти по Avenue Kleber к Palais de Chaillot и перейти через мост Pont d’Iena, здесь перед вами откроется прекрасный вид на Tour Eiffel, который так и называют «открытка». Открытие Эйфелевой башни, построенной ко всемирной выставке в 1889 году, сопровождалось бурными протестами многочисленных представителей французской интеллигенции за ее неэстетический вид. Но вместе с тем сейчас Эйфелева башня – самый посещаемый памятник архитектуры в Париже, да и во всей Франции. Об очередях на восхождение по главному символу Парижа ходят легенды, и все они не лишены почвы, так как если вы решили самостоятельно попасть хотя бы на первый уровень и пешком, то вам придется не один час провести под башней в ожидании своей очереди. Tour Eiffel, названная так в честь своего создателя инженера Густава Эйфеля, поражает воображение. Привожу несколько фактов о ней, чтобы вы смогли прочувствовать это все в полной силе. Высота: 318,7 м. Вес: около 10 000 т. Количество металлических сборных элементов: 15 000. Количество сварных заклепок: 2,5 млн. Давление, оказываемое на землю: 4 кг/см? (равно давлению человека, сидящего на стуле). Колебание верхушки при самом сильном ветре: не более 12 см. Высота смотровых площадок: нижняя – 57 м, средняя – 115 м, верхняя – 274 м. Количество ступенек лестницы, ведущей на нижнюю смотровую площадку: 1652. Регулярность косметического ремонта: каждые 7 лет (60 т краски трех оттенков). Одновременно на башне могут находиться 10 400 человек. Кроме обслуживания туристов, башня используется для радио– и телетрансляций, а также в качестве станции метеослужбы. Обслуживающий персонал: 350 человек. Среднее количество посетителей в год: 6 млн. человек. В ясную погоду радиус обозрения с верхней смотровой площадки – до 70 км (наилучшая видимость – за час до захода солнца).
Последним пунктом в однодневной экскурсии по Парижу для нас будет Hotel des Invalides, по-русски «Отель инвалидов», на который от Эйфелевой башни мы попадем через улицу Avenue de la Motte Picquet. Комплекс Дома инвалидов является одним из самых замечательных архитектурных ансамблей Парижа, в состав которого входят Музей армии и Музей планов и рельефов, а также Собор Дома инвалидов. Дворец инвалидов является музеем военной славы, хранящим воспоминания военных французских подвигов. Строительство дворца начинается при Людовике XIV в 1677 году, задуманное с целью госпитализировать раненых солдат, которые до этого времени лежали прямо на Новом мосту. Внутри Купольной церкви покоятся останки Наполеона. В 1710 году Дворец инвалидов содержал 1500 военных инвалидов, сегодня – это музей. Посетив его, вы познакомитесь со страницами военной жизни Наполеона.
На этом наша экскурсия заканчивается, надеюсь, ваше время было проведено не только с пользой, но и с удовольствием.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.