Кому «сплавили» «Кыргызтелеком»
Национального оператора связи пропишут в Казахстане и на КипреВ Кыргызстане продан контрольный пакет акций крупнейшей телекоммун...Национального оператора связи пропишут в Казахстане и на Кипре
В Кыргызстане продан контрольный пакет акций крупнейшей телекоммуникационной компании республики. С молотка ушли 77,84% акций национального оператора связи «Кыргызтелеком», принадлежавших государству. Фактическим новым владельцем предприятия стал консорциум частных компаний, зарегистрированных в Казахстане, Кыргызстане и на Кипре.
«Кыргызтелеком» считается стратегически важным предприятием, и входит в число «голубых фишек» на фондовом рынке республики. Он предоставляет услуги фиксированной, международной и междугородней, телеграфной связи. Оператор ответственен за обеспечение радио- и телевещания на территории всей страны. Ему принадлежит широкая сеть радиорелейных станций. Кроме этого, компания обладает лицензиями на оказание услуг мобильной связи стандарта GSM, фиксированной беспроводной связи CDMA 450, передачу данных, предоставление в аренду каналов связи, распространение телевизионных и радиопрограмм, а также оказание услуг телематических служб. Но самое главное, – оператор задействован в обслуживании объектов, связанных с национальной безопасностью республики.
История продажи крупнейшей телекоммуникационной компании Кыргызстана весьма любопытна. Национального оператора пытаются передать в частные руки с 2001 года. Причем, изначально предполагалось, что инвестору передадут 51% акций «Кыргызтелекома». В июне 2003 года состоялся первый тендер. Его победителем объявили консорциум во главе с Swedtel, предложивший максимальную цену – $15,6 млн. Однако в ходе дальнейших переговоров Swedtel отказался выплачивать деньги и выдвинул несколько неприемлемых, по версии кыргызской стороны, условий.
В 2004 году «Кыргызтелеком» был вновь выставлен на продажу. Заявки подали пять участников. Но чуть позже парламент республики обвинил правительство в том, что оно, якобы, пытается продать контрольный пакет акций оператора слишком дешево. Конкурс был заморожен. А затем случилась «тюльпановая революция». Но, как оказалось, даже смена власти не изменила намерений правительства сбыть «Кыргызтелеком» в частные руки.
В конце 2005 года новое правительство Кыргызстана поручило Комитету по управлению госимуществом (позже он был преобразован в Министерство госимущества) объявить тендер на приобретение контрольного пакета акций оператора. Подготовка к продаже ценных бумаг оператора отняла у ведомства два с половиной года. Наконец, в 2008-ом правительство заявило о твердом намерении провести инвестиционный конкурс на право обладать контрольным пакетом акций «Кыргызтелекома».
Возможность войти на телекоммуникационный рынок республики заинтересовала не только местных, но и зарубежных экспертов. Желание приобрести контрольный пакет акций «Кыргызтелекома» выказали казахстанские, германские, российские и турецкие компании. Заявку на участие в конкурсе, в частности, подали шесть компаний: ОАО «Ростелеком», Turk Telekommunikasyon A.S., Axos Capital GmbH, а также консорциум в составе казахстанского АО «Казахтелеком» и кыргызстанского ЗАО «ЭлКат Инвест», консорциум в составе казахстанского ТОО «Инвестиционная компания K.S.D.», кипрской компании Nimisco Holding Co. Limited и кыргызстанского ОАО «Ала-Тоо Кени», а также консорциум в составе кыргызстанских ООО «Телеком Инвест», ОАО «КыргызКредитБанк», ООО «БиМоКом Лтд.» и ОАО Ermen-Too Resources.
На кон были выставлены 82 млн. 43 тыс. 790 акций национального оператора. Начальная стоимость этого пакета была установлена на уровне 1 млрд. 628 млн. 116 тыс. сомов (около $40 млн.). Однако конкурс явно затянулся без официальных разъяснений причин. По некоторым данным, это было связано со скандалом вокруг отбора участников. Три первые компании – ОАО «Ростелеком», турецкая Turk Telekommunikasyon A.S. и германская Axos Capital GmbH – были отстранены от участия в тендере, поскольку, как заявили в Госкомимуществе, «не выполнили его условий», нарушив порядок уплаты гарантированного взноса. За Axos был вынужден вступиться посол ФРГ. Но это не помогло. Число конкурентов сократилось наполовину.
Вместе с тем, как отмечали в Госкомимуществе, приватизация «Кыргызтелекома» не была самоцелью. Основными условиями конкурса, помимо покупки госпакета акций, были привлечение инвестиций в развитие оператора, максимальная телефонизация сел, еще не охваченных фиксированной связью, цифровизация сетей компании и повышение плотности телефонизации. Кроме того, новый владелец «Кыргызтелекома» должен был обеспечить вещание государственных теле- радиоканалов во всех населенных пунктах страны. Этот вопрос представлялся для правительства особенно важным, поскольку на юге республики прием госСМИ до последнего времени обеспечен не был. Жители многих населенных пунктов получали информацию из телеканалов, вещающих из Узбекистана.
Итоги борьбы за контроль над «Кыргызтелекомом» Мингосимущества подвело только в феврале 2009 года. Победителем инвестиционного конкурса стал консорциум, включающий в себя казахстанское ТОО «Инвестиционная компания K.S.D.», кипрские компании Nimisco Holding Co. Limited и «Колимар Холдингс Ко. Лимитед» и кыргызстанское ОАО «Ала-Тоо Кени». Победитель предложил за госпакет акций 1,78 млрд. сомов и обязался инвестировать в оператора $200 млн.
Покупатель обязался не только выполнить указанные выше условия, но следовать тарифной политике государства, а также сохранить структуру и направление деятельности Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей, телевидения и радиовещания.
Сделка вызвала неоднозначную реакцию в оппозиции. Последняя подозревает, что оператора увели в оффшор. Так, по крайней мере, воспринимается тот факт, что в консорциуме, купившем контрольный пакет акций «Кыргызтелекома», присутствуют две компании, зарегистрированные на Кипре. В Мингосимущества, в свою очередь, эту информацию опровергают. Глава ведомства Турсун Турдумамбетов заявил, что Национальный банк республики исключил Кипр из числа оффшорных зон более года назад.
Тем временем, в обществе муссируются слухи, что за консорциумом стоит никто иной, как сын Главы государства Максим Бакиев. Этим же объясняют неожиданное введение оплаты за каждое соединение сверх тарифа. Теперь каждый звонок с мобильного на номер любого оператора обходится в Кыргызстане на 60 тыйынов дороже, чем раньше. Плата за каждое соединение введена частными операторами по приказу Госагентства связи. Но, предполагается, что имел место картельный сговор в преддверии продажи национального оператора.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.