Упростили, но есть вопрос!
Достоинства и недостатки нового закона о регистрации юридических лицМногие из нас согласятся с тем, что в последнее время госуда...Достоинства и недостатки нового закона о регистрации юридических лиц
Многие из нас согласятся с тем, что в последнее время государство старается оказать небывалую поддержку предпринимательству. Данную тенденцию можно проследить как в последнем послании президента Нурсултана Назарбаева народу, так и в некоторых законах. Одним из них является закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».
В целом данный закон призван облегчить процесс создания субъектов казахстанского бизнеса. Он направлен, как отметили информационному агентству «Интерфакс-Казахстан» в пресс-службе президента, на сокращение сроков государственной регистрации юридических лиц, учетной регистрации филиалов, представительств и упрощение административных процедур при создании юридического лица. Документом упрощается процедура регистрации и перерегистрации юридических лиц со статусом субъекта малого, среднего и крупного предпринимательства.
Следует отметить некоторые достоинства и недостатки нового закона. Так, по словам Владимира Ермакова, директора Алматинской ассоциации предпринимателей (ААП), упрощение регистрации и, особенно, ликвидации юридических лиц давно назрело. Г-н Ермаков утверждает, что «при регистрации давно нужно было отменить уставы и их нотариальное удостоверение. Поэтому отмена нотариального удостоверения учредительных документов для субъектов малого бизнеса – конечно, позитивный шаг. Предприниматели чуть-чуть сэкономят на регистрации».
Закон затрагивает и вопрос об уставном капитале вновь открывающихся фирм. Размер минимального уставного капитала для субъектов малого предпринимательства, создаваемых в форме товарищества с ограниченной ответственностью, сокращается в соответствии с законом с ныне действующих 100 минимальных расчетных показателей (МРП) до 100 тенге. Насколько это повлияет на развитие малого бизнеса, остается вопросом. Есть вероятность, что принятие данного закона повлечет за собой образование целого ряда мелких фирм-однодневок. К примеру, уменьшение минимальных размеров уставных капиталов до 100 тенге, по мнению г-на Ермакова, создаст только проблемы. «Наоборот, уставный капитал для ТОО должен быть хотя бы 1000 МРП», – подчеркнул он.
Остаются сложности и в вопросе процедуры регистрации юридических лиц. Так, Талгат Доскенов, президент Центрально-Казахстанской ассоциации предпринимателей, говорит о «слишком большом сроке для проверки наименований вновь создаваемого предприятия (7 рабочих дней)». При прерывании сроков регистрации по тем или иным причинам заявители узнают об этом, когда приходят в ЦОН в день, указанный в расписке (10-15 рабочих дней), а в приказе о перерыве срока стоит дата на десять дней раньше, указанной в расписке. Получается, приказ лежит в ЦОНе больше, чем полмесяца, хотя за этот период предприниматель успел бы исправить указанные ошибки и сдать документы заново. Несвоевременное получение РНН тоже является существенной проблемой. Одна из причин задержки сроков регистрации заключается в том, что в день, указанный в расписке, документы бывают не готовы, а при обращении в Департамент юстиции там ссылаются на налоговые органы, которые не предоставили РНН.
Стоит отметить и то, что документы не выдаются раздельно по мере готовности. Предприниматели получают документы только в день, указанный в расписке ЦОНа. Тогда как согласно Налоговому кодексу РК, вновь образованные юридические лица в течение 20 рабочих дней со дня регистрации в органах юстиции сдают в налоговый орган отчет ф.101.04 (КПН). Таким образом, разрыв между датой регистрации в департаменте юстиции и датой выдачи РНН составляет 4 рабочих дня, с учетом даты получения – 10 рабочих дней, для сдачи вышеуказанного отчета остается 10 рабочих дней, вместо 20-ти, если учесть, что надо заказать печать, открыть расчетный счет в банке, то этот срок еще сокращается.
По мнению Владимира Ермакова, установленные сроки регистрации «вряд ли будут соблюдаться, так как в законе есть указание на то, что в сроки регистрации (перерегистрации) юридических лиц не входят сроки регистрации в органах статистики и налоговых органах. А проблемы кроются именно здесь, потому что РНН и статистическую карту можно получать две недели и более».
При оформлении документов для регистрации юридического лица, которое учреждается одним лицом, при запросе учредительных документов, наряду с уставом либо положением (регламентированным законом), запрашивается дополнительно решение единственного учредителя. Иногда в устав с единственным учредителем требуют включения раздела «Общее собрание участников», мотивируя тем, что вдруг будет введен второй участник.
В целом для того, чтобы сделать процедуры регистрации и перерегистрации юридических лиц в Казахстане более привлекательными, по мнению г-на Доскенова, необходимо «подготовить предложения по приведению в соответствие нормативных документов, регламентирующих сроки регистрации в департаменте юстиции и сроки выдачи документов через ЦОН». К примеру, установить один единый срок, куда бы вошли сроки регистрации в органах юстиции, статистики и налоговых органах, и предусмотреть вместо трех документов один единый, где будут указаны № регистрации, № РНН и данные статистической карточки. Имеет смысл направлять уведомления о перерыве или отказе в регистрации через электронную почту.
Тенденция по созданию наиболее благоприятных условий в нашей стране для работы бизнеса весьма похвальна. Особенно актуализируется данное направление в свете заявления Нурсултана Назарбаева о том, что «к 2020 году Казахстан должен войти в число 50-ти стран с самым благоприятным бизнес-климатом».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.