Кредитная схема для франчайзи
Успешный опыт получения займаВ Казахстане еще не апробированы никакие специальные программы кредитования франчайзинговых проекто...Успешный опыт получения займа
В Казахстане еще не апробированы никакие специальные программы кредитования франчайзинговых проектов. Тогда как во многих кредитных организациях Западной Европы, США, Азии, Австралии и Новой Зеландии с середины 70-х годов прошлого века до настоящего времени были открыты и продолжают открываться отделы и департаменты обслуживания субъектов франчайзинга. Об этом рассказал Вячеслав Сидельников, генеральный директор Казахстанского агентства франчайзинга.
Несмотря на международный опыт, казахстанские банки в один голос твердят об отсутствии необходимости в специализированных программах для франчайзинга. Так, к примеру, Павел Миронов, управляющий директор kaspi bank, говорит о том, что «у банка не было проектов по кредитованию франчайзинга, и в планах кредитования данного направления как отдельного вида кредитования МСБ пока также нет».
Между тем, если говорить о мировой практике кредитования франчайзинга, то выделяют следующие схемы выдачи кредитов.
Наиболее распространенный вид кредитования участников процесса по франчайзингу, как рассказала Татьяна Гиш, MRICS, генеральный директор «Бейкер Тилли Казахстан оценка», – это кредитование под залог частной собственности. Кредитуются, таким образом, как франчайзеры, так и франчайзи. Успех в получении займа зависит не от условий действующих кредитных программ или вида франшизы, а от размера и качества обеспечения, которое может предоставить компания в качестве залога. Обычно банки соглашаются кредитовать фирмы, работающие на рынке уже не один год, обладающие репутацией и весомыми активами.
«Конечно, для начинающей новый бизнес компании этот вариант кредитования, прямо скажем, труднодостижим. Единственным положительным моментом для франчайзи в данном случае может быть некоторое снижение кредитного процента, но это зависит слишком от многих, плохо прогнозируемых факторов: политики конкретного банка, финансового состояния заемщика, субъективного мнения кредитного менеджера», – пояснила г-жа Гиш. И это несмотря на то, что франчайзи – лучшие заемщики, чем другие представители МСБ – они более мотивированы, имеют прозрачную структуру и хорошо структурированные бизнес-процессы, то есть обеспечивающие более низкий уровень кредитного риска. В Казахстане это практически единственный способ получения банковского финансирования. К тому же, как рассказали в пресс-службе БТА Банка, «риски банка при финансировании франчайзинговых сделок находятся на уровне кредитного риска».
Кредитование франчайзи под гарантию партнера – франчайзера является вторым способом кредитования франчайзинга. По мнению Татьяны Гиш, «это самая справедливая схема, при которой ответственность распределяется и на франчайзера». По понятным причинам, франчайзеры неохотно идут на такие риски, хотя продавец франшизы, в первую очередь, заинтересован в продвижении своего бренда. Известно, что пионер российского франчайзинга – компания Baskin Robbins, первой открыла представительство в России и начала продавать право на торговлю мороженым под своей вывеской. За рубежом компания Baskin Robbins поддерживает своих франчайзи, вплоть до предоставления им кредитов на развитие. Хотя в России этот опыт оказался неудачным, и теперь компания ограничивается только продажей франшизы.
В свою очередь российская компания «Эконика» содействует в получении кредитования для своих партнеров в регионах. Она разрабатывает программу по оказанию финансовой помощи партнерам на основании соглашений со Сбербанком и с Пробизнесбанком. Компания «Ростикс» также ходатайствует перед банками в получении финансирования для партнеров, но при этом не берет на себя солидарных обязательств.
О подобном казахстанском опыте, к сожалению, ничего неизвестно. Хотя, как отмечает г-жа Гиш, «если бы франчайзеры были готовы нести равную ответственность с банком за судьбу и развитие своего бренда, франчайзинговое движение в Казахстане развивалось бы гораздо энергичнее».
Третьим вариантом кредитования франчайзинга можно считать следующую схему. Франчайзер кредитуется под залог собственных активов. В этом случае за пользование кредитом франчайзер предоставляет банку право требования роялти с одного или нескольких франчайзи. Причем объем роялти должен быть соизмерим с размером процентных платежей за пользование кредитными ресурсами. Слишком рискованный для банка вариант, практически неприменим для «старт-апа», наверное, поэтому он и не очень популярен.
И, наконец, четвертый вариант – кредитование франчайзера под залог бренда. Отметим, что это не очень распространенный вид кредитования и в России, и в Казахстане, что можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, подчеркивает генеральный директор «Бейкер Тилли Казахстан оценка», банки с большим предубеждением относятся к нематериальным активам именно из-за их неосязаемости. Во-вторых, рынок интеллектуальной собственности гораздо более ограничен, чем, например, рынок недвижимости или оборудования, в связи с чем могут возникнуть трудности с дальнейшей реализацией предмета залога. Единственный вид нематериальных активов, который казахстанские банки принимают в качестве обеспечения залогов – право недропользования. Еще одна причина, предприятия – владельцы известных товарных знаков не желают рисковать таким уникальным активом, так как создание нового бренда потребует огромных денежных и временных затрат. Кроме того, как правило, значимый бренд находится в формальном владении аффилиированной компании, зарегистрированной в какой-нибудь оффшорной зоне, что также затрудняет его использование в качестве обеспечения залога на родине.
Тем не менее, прецедент такого кредитования создан в России в 2005 году. Так, Москоммерцбанк выдал кредит компании Rover Computers, обеспечением по которому стали бренды RoverBook и RoverScan. Бренды Москоммерцбанк оценил в $6,5 млн., сумма кредита составила $1,2 млн.
Еще одним известным товарным знаком, который приняли в качестве залога, стал товарный знак хорошо известных всем сухариков «Три корочки». Желание банка работать именно с этим брендом вполне объяснимо еще и тем, что его владельцем является иностранная компания «Бриджтаун Фудс», а присутствие западного инвестора всегда прибавляет уверенности в надежности и прозрачности бизнеса, наличии западных аудиторов и отсутствии проблем с налоговыми инстанциями.
Из практики оценки компании «Бейкер Тилли» для Альфа-Банка: объектом залога выступили два объекта интеллектуальной собственности – товарный знак журнала «Огонек» и авторские права популярного российского писателя – фантаста Александра Бушкова. Г-жа Гиш отмечает и тот факт, что это были не единственные залоги, принятые от данных компаний. Была разработана схема кредитования, частью которой был залог исключительных прав на нематериальный актив. Также Альфа-Банк в конце 2009 года получил в залог товарный знак «Л’Этуаль». Общая сумма кредитов составила 50 млн. евро, а бренд «Л'Этуаль» эксперты оценили в $5-7 млн.
Выдача кредита под залог товарного знака возможна только для предприятия, имя которого широко известно. Таких брендов и в Казахстане, и в России немного. Также остро стоит вопрос о корректной оценке стоимости бренда для залога, очень немногие компании имеют достаточную квалификацию для проведения корректной оценки. «За три года нашей работы, – подчеркивает Татьяна Гиш, – в Казахстане не встречалось пока качественных работ по оценке нематериальных активов».
Существует вариант кредитования под государственные программы, под гарантии государства (за небольшое вознаграждение – 2-5% от суммы кредита). В США около 8% приобретателей франшиз получили средства по государственной гарантии. В России таких рабочих программ нет, в Казахстане они также отсутствуют. Некоторый прогресс в этом направлении намечается фондом «Даму», в его программе слово «гарантия» уже фигурирует, но пока механизм выдачи этого процесса не отработан. Так, г-н Сидельников говорит о том, что «надо отдать должное усилиям фонда «Даму» в том, что он выделяет франчайзинг в качестве приоритетов для выдачи кредитов. Ряд заявок на получение таких кредитов сейчас рассматривается».
В целом кредитную ситуацию в сфере франчайзинга на сегодняшний момент ярко характеризуют слова Руслана Бексултана, начальника отдела развития МСБ АО «Евразийский банк», о том, что «до настоящего времени Евразийский банк не кредитовал франчайзинговые проекты. Однако если заявка на финансирование подобного проекта поступит, то мы будем рассматривать ее по стандартной процедуре, так как каких-то дополнительных рисков во франчайзинге мы не видим». Значит, особых препятствий для открытия новых субъектов МСБ посредством франчайзинга нет, а просто отсутствует должная инициатива от предпринимателей.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.