Впереди планеты всей
Программа по форсированному индустриально-инновационному развитиюПока аналитики ждут изменения макроэкономических показателей, ч...Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию
Пока аналитики ждут изменения макроэкономических показателей, чтобы ознаменовать 2010 год годом выхода из кризиса, правительство страны принимает решение, которое позволит именовать 2010 год – годом начала форсированного развития промышленности.
В минувший вторник члены кабинета министров проголосовали за принятие государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 годы. В состав Республиканского управляющего центра по реализации данной программы вошли представители министерств, национальных холдингов АО ФНБ «Самрук-Казына», «КазАгро» и Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен». По словам министра индустрии и торговли РК Асета Исекешева, в программу войдут семь приоритетных направлений, озвученных Главой государства, – развитие АПК, металлургии, нефтепереработки, энергетики, химии и фармацевтики, стройиндустрии, транспорта и коммуникаций. Однако, по мнению Асета Исекешева, в программу будут включены еще и машиностроение, урановая и легкая промышленность, туризм и космос.
Карта индустриализации, разработанная в рамках программы, включает в себя республиканскую и региональную карты. В рамках первой предусматривается реализация 97 проектов на общую сумму 6,4 трлн. тенге и создание 64,3 тыс. новых рабочих мест, согласно региональной карте, планируется освоение 119,7 млрд. тенге в рамках 65-ти проектов с созданием 10,2 тыс. рабочих мест.
Если рассматривать запланированные в рамках программы мероприятия по отраслям, то, как сообщает Министерство транспорта и коммуникаций, около 57-ми из них это транспортные проекты на сумму 2,4 трлн. тенге, направленные на повышение эффективности железнодорожной, автомобильной, воздушной и водной инфраструктуры. Согласно представленной информации, к 2020 году планируется создать 1400 км новых железнодорожных линий; построить и реконструировать 16000 км автомобильных дорог республиканского значения и 2020 км. автодорог местного значения, а также ввести 15 аэропортов в категорию ИКАО, увеличив при этом объемы перевозок более чем в 2 раза.
Отечественную химиндустрию, по мнению авторов программы, тоже ждет рост во всех направлениях. «Мы ожидаем, что валовая добавленная стоимость химической продукции при реализации проектов данного направления увеличится на 77%, производительность увеличится на 55%», – утверждает вице-министр индустрии и торговли Казахстана Нурбек Раев. Также, по его словам, согласно программе, приоритетным направлением определено производство базовых металлов, что, как считают разработчики, позволит предприятиям отойти от добычи руд и производства концентратов.
В числе уже известных инвесторов – Европейский банк реконструкции и развития, который намерен профинансировать приоритетные проекты на сумму около $1 млрд.
Кроме того, в 2010 году планируется реализовать программы, нацеленные на поддержку экспортеров несырьевого сектора, повышение производительности промышленных предприятий и создание привлекательных условий для инвесторов в сфере высокотехнологичного производства – «Экспорт-2020», «Производительность-2020», «Инвестиции-2020». В рамках реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020» предполагается снижение административных барьеров для предпринимательства. Эту программу планируется запустить уже до конца текущего месяца, и реализована она будет по 4 направлениям, к которым в том числе относится и субсидирование процентной ставки по кредитам. Согласно условиям предоставления субсидий, максимальная сумма кредита не может превышать 3 млрд. тенге, максимальный срок кредитования составляет 3 года с возможностью пролонгации до 10 лет. Целевое назначение кредита – модернизация и расширение производства, или организация нового производства. При этом финансовое участие заявителя в реализации проекта должно составлять не менее 20% собственных средств. Ставка вознаграждения по кредиту не будет превышать рыночную ставку. Кстати, скепсис производителей в отношении себестоимости производства на фоне вхождения Казахстана в Единый таможенный союз может быть нивелирован законопроектом «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об инвестициях», который будет внесен в парламент в марте текущего года. Согласно планируемым изменениям, необходимое для реализации проектов индустриализации сырье будет ввозиться в Казахстан без уплаты импортных таможенных пошлин.
В результате реализации Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана правительство ожидает к 2014 году рост ВВП на 50% от уровня 2008 года, повышение производительности труда в обрабатывающем секторе на 50%, в отдельных секторах экономики на 100%, доведение к этому же сроку доли несырьевого экспорта до 40% от общего экспорта, снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008 года и увеличение до 10% доли инновационных предприятий от числа действующих.
Насколько будут соответствовать действительности планы программы, судить сложно. С одной стороны, в 2009 году была успешно реализована программа «Дорожная карта», с другой, – по результатам 2009 года Министерство индустрии и торговли оптимизирует деятельность государственного института развития АО «Национальный инновационный фонд», который показал колоссальные убытки. За 2007-2008 год они составили 11,8 млрд. тенге. при этом из более чем 80-ти проектов реализовано только три. Кстати, по словам Адлетбека Бекеева, заместителя председателя Комитета экологического регулирования и контроля министерства охраны окружающей среды Казахстана, «из 194 проектов в рамках программы индустриализации 99 получили положительное заключение государственной экологической экспертизы, 13 находятся на стадии рассмотрения, 82 проекта не имеют согласования уполномоченного органа». К примеру, пока еще не получил положительной оценки экологической госэкспертизы проект строительства Мойнакской ГЭС, а газохимический комплекс в Атырау и проект восстановления блока № 8 Экибастузской ГРЭС, также указанные в программе, даже не поступали на рассмотрение подведомственного Адлетбеку Бекееву органа.
По мнению экономиста Каната Берентаева, принятая ныне программа ставит массу вопросов. «Не имея научно-методического и финансового обоснования, успешная реализация и актуальность намеченных мероприятий вызывают большие сомнения», – считает г-н Берентаев. Примером, по его словам, является ранее запущенный металлургический завод в Таразе. Экономическое обоснование запуска столь энергоемкого производства в столь энергодефицитном регионе не очень понятно.
«Без наличия общей стратегии развития регионов страны успешная реализация отдельных проектов и мероприятий невозможна, – поясняет Канат Берентаев. – Одним из препятствий на пути разработки глобальной стратегии промышленного развития является объединение функций разработки бюджета и подобного стратегического планирования в лице одного Министерства экономики и бюджетного планирования». Кроме того, на фоне сложной экономической ситуации, по мнению специалиста, приоритетным должно быть развитие трудоемких производств, а не капиталоемких. «Увеличивая производство, нужно подумать и об увеличении спроса, что невозможно при высокой доле безработицы», – заключил экономист.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.