Кайрат Мажибаев: «Казахстан как якорная экономика региона»
Инвестиционный климат Казахстана весьма привлекателен, дальнейшее развитие отечественной экономики сильно зависит от инициативы...Инвестиционный климат Казахстана весьма привлекателен, дальнейшее развитие отечественной экономики сильно зависит от инициативы и заинтересованности казахстанских предпринимателей. Республике необходимо ликвидировать несовершенство и несоответствие друг другу баз инвесторов и эмитентов (компаний), бизнесмены должны больше уделять внимание структуре своих финансовых обязательств и их объективной оценке. Опыт мирового финансового кризиса заставляет отечественных предпринимателей все чаще обращаться за помощью по оказанию профессиональных услуг по консультированию в сфере инвестиций и оценки финансов. Об этом рассказал в ходе интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» Кайрат Мажибаев, председатель наблюдательного совета группы компаний Resmi.
– Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность Казахстана сегодня? Какие существуют риски для потенциальных инвесторов?
– За последние 3-4 года пришло осознание необходимости четкого формулирования того, какие именно инвестиции в экономику Казахстана нужны. Прежде всего, это касается инвестиций, которые не просто способствовали бы росту и диверсификации казахстанского бизнеса, но и качественно развивали бы платформу для его региональной или внешней ориентированности. То есть фактически позиционировали Казахстан как якорную экономику для нашего региона, или как якорного поставщика тех или иных товаров и услуг в региональном или мировом рынке разделения труда. Если раньше нужны были инвестиции с целью обеспечения независимости казахстанского рынка от импорта, сохранения производственного потенциала, оставшегося с советских времен, или решения какой-либо инфраструктурной задачи, то сейчас они востребованы для решения стратегических комплексных задач. Необходимы инвестиции, которые бы подтверждали амбиции Казахстана как якорной экономики региона – экономики с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, денег нужно больше и денег разных, прежде всего, equity характера, а не только долговых или портфельных.
– Есть ли свои особенности у инвестиционного климата Казахстана?
– На сегодняшний момент, в целом, Казахстан является типичной развивающейся страной, но с высоким потенциалом развития, что не может не радовать. Но при этом в сложившейся ситуации есть как свои слабые стороны, так и преимущества. Решить проблему продовольственной безопасности, к примеру, на мой взгляд, не является весьма сложной задачей, это лишь вопрос 3-5 лет фокусной работы. Основной вопрос состоит в проведении форсированной индустриализации таким образом, чтобы она была максимально целевой и точечно направлена на ростовые зоны. Она должна позволить нашей экономике и ее ключевым субъектам занять достойное место в мировом или хотя бы региональном разделении труда. Достойное место означает, что через 10 лет ведущие казахстанские компании были бы по параметрам эффективности выше среднемировых значений, и соответственно были бы на порядок выше региональных конкурентов. Это даст осязаемый ресурс для региональных амбиций.
– Чем Казахстан привлекателен с точки зрения финансовых вложений как для отечественных инвесторов, так и для иностранных игроков?
– Для этого в нашей стране есть многое. Есть достаточно высокообразованное население, есть базовая инфраструктура, чего, к слову, нет у многих развивающихся стран. В Казахстане так же и базово неплохие макроэкономические параметры. Кроме того, считаю, что в республике существует хорошая платформа для потенциально сильной национальной идеи, которая может создать здоровый культурный фон для макроэкономического подъема.
Обычно от руководителей компаний требуют сказать, как действует в стране налогообложение, устраивает ли оно вас, какие у вас отношения с контролирующими органами, достаточно ли у вас квалифицированного персонала, хватает ли вам оборотного капитала и так далее. На все эти вопросы я могу ответить коротко: вся суть состоит в том, что способен ли предприниматель реально управлять своим бизнесом, готов ли он вести бизнес в прозрачной среде, может ли он создать бизнес, который бы не привлекал нездорового интереса правоохранительных и контролирующих органов.
– Какая сфера экономики пользуется наибольшей популярностью в РК как со стороны казахстанских инвесторов, так и со стороны иностранных компаний?
– Инвестиции в сырьевой сегмент экономики продолжаются. В большей степени они, конечно же, иностранные. Вся остальная экономика находится в последние 2-3 года, мягко говоря, в состоянии пониженной ликвидности, то есть отсутствуют деньги не только на долгосрочные инвестиции, но и на оборотный капитал. Сейчас ситуация улучшается в отношении краткосрочной ликвидности. Начинают появляться деньги на оборотный капитал. Данный тренд позволяет надеяться на появление возможности банкам и корпоративному сектору привлекать деньги на внешних фондовых рынках, если не во второй половине 2010 года, то хотя бы в середине или конце 2011 года. В связи с этим можно прогнозировать, что появится возможность инвестировать и в долгосрочные активы и проекты. На данный момент основным инвестором в Казахстане остается государство. Роль государственного участия в экономике значительна и продолжает расти. Это касается, в первую очередь, инвестиций в банки, инфраструктуру, на завершение различных проектов в строительстве и энергетике, которые были начаты еще в середине десятилетия. Важный момент, что основной заемщик и бенефициар инвестиций из-за рубежа сейчас тоже государство. Очень критично определить уровень, выше которого государству было бы нежелательно заимствоваться. Соответственно, также критично как можно скорей вернуть казахстанским банкам и корпоративному сектору их инвестиционную привлекательность в глазах внешних финансовых институтов.
– Возможен ли уход от сырьевой направленности инвестиций в Казахстане?
– Уход от сырьевой направленности экономики нашей республики вполне возможен. Все зависит от того, насколько мы будем эффективно работать на развитие других отраслей нашей экономики.
– Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность и риски на фондовом рынке Казахстана?
– Однозначно на данном этапе существует недооценка развития казахстанской экономики отечественных компаний, включая и банки. Именно это и является основным фактором привлекательности наших эмитентов для портфельных инвесторов. Среднесрочные риски на фондовом рынке связаны с тем, что существует так называемая асимметрия в развитии как инвестиционной базы, так и базы эмитентов. То есть среди инвесторской базы доминирующее положение занимают пенсионные фонды, что очень сильно отражается на корректности оценки реальной инвестиционной привлекательности существующей базы эмитентов.
Эмитенты же (или совокупная рыночная капитализация местного фондового рынка) представлены, в основном, банками и добывающими компаниями. Существует большое поле для деятельности, для того, чтобы улучшить эту привлекательность, оценить, взвесить риски и управлять изменениями.
– В чем состоят, на Ваш взгляд, основные проблемы и пути их решения инвестиционной привлекательности на фондовом рынке РК?
– Основной задачей является улучшение и расширение как инвесторской базы, так и базы эмитентов, с одной стороны. С другой стороны, важна работа по привлечению, разработке и продвижению новых инструментов, прежде всего, связанных с товарно-сырьевыми рынками. Данными вопросами уже занимается, насколько я знаю, агентство по регулированию деятельности регионального финансового центра Алматы (РФЦА).
– Насколько сейчас в Казахстане распространены профессиональные услуги по консультированию в сфере инвестиций? Насколько консультационные услуги по инвестициям доступны для МСБ?
– Услуги вполне доступны, но вопрос в том: востребованы ли они или нет. На мой взгляд, услуги по финансовому консультированию не вполне кастомизированы в Казахстане. И это проблема не нашего бизнеса как такового, а, прежде всего, проблема компаний, предоставляющих подобного рода услуги. Задача для таких компаний и инвестиционных банков состоит в создании хорошей линейки четко очерченных продуктов финансового консалтинга и ее максимального продвижения на рынок.
– Насколько наши бизнесмены готовы пользоваться подобными услугами?
– В связи с полученными с текущим кризисом уроками представители МСБ будут пользоваться услугами финансового консультирования, так как другого выхода у них нет. Их обязательства и пассивы должны быть достаточно диверсифицированы и структурированы, для того, чтобы избегать заведомо высоких рисков при однородном наличном финансировании со стороны, например, только одного банка.
Справка. Группа компаний Resmi – это диверсифицированная инвестиционная компания мажоритарного типа, оперирующая в Казахстане, России, Кыргызстане, Узбекистане и нацеленная на выращивание бизнес-проектов и их рыночной стоимости, базируясь на сильных финансовых и операционных показателях. Количество сотрудников в группе компаний Resmi – более 3000 человек. Портфель инвестиций: RGBrands, ИФД «Resmi», НПФ «Республика», INNOVA.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.