Быстро среагировали!
Глава АДСЖКХ сделал ряд сенсационных заявленийГосударственные органы становятся последовательными в своих действиях. Не успел в...Глава АДСЖКХ сделал ряд сенсационных заявлений
Государственные органы становятся последовательными в своих действиях. Не успел в начале текущего года премьер-министр Карим Масимов поручить навести порядок в строительном секторе экономики РК (см. «Капитал.kz» от 04 февраля 2010 года), как последовали громкие заявления от Серика Нокина, председателя госагентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (АДСЖКХ). Выступление г-на Нокина затрагивало как частные вопросы жилищного строительства в РК, так и направление всей политики государства по регулированию строительного рынка республики.
По замыслу руководителя АДСЖКХ, в Казахстане в 2011 году с использованием механизма жилстройсбережений будет построено 745 квартир, сообщает «Интерфакс-Казахстан».
Серик Нокин утверждает, что «общий объем ввода жилья в 2011 году через систему жилстройсбережений составит 50,1 тыс. кв. метров или 745 квартир, в том числе в Астане 364 квартиры, в Алматы – 285, в Актюбинской области – 96». При этом на строительство указанного объема жилья необходимо выделение кредитных средств из республиканского бюджета в сумме 7,7 млрд. тенге, в том числе 4,1 млрд. в 2010 году, 3,6 млрд. – в 2011 году. Ольга Айбасова, директор департамента консалтинга ЦКН «Центр недвижимости», заявляет, что вводимая сумма квадратных метров жилья весьма незначительна для Казахстана: «745 квартир – это ровно в 10 раз меньше количества введенных в эксплуатацию квартир в прошлом году только в Алматы, который занимает примерно 1/10 всего рынка недвижимости Казахстана», – отмечает она.
Выступая во вторник на заседании правительства в Астане, г-н Нокин также сообщил, что ориентировочная стоимость жилья, построенного по данной системе, будет составлять 142,5 тыс. тенге за кв. м ($950) в Алматы, 121 тыс. тенге ($807) – в Астане, 90 тыс. тенге ($600) – в Актюбинской области. С прогнозируемыми цифрами согласен и Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto, по его мнению, «себестоимость жилья по госпрограмме позволяет предложить такую конечную цену».
Говоря о схеме работы «Жилстройсбербанка», г-жа Айбасова отмечает, что «данная программа весьма удобна, так как есть гарантия, что деньги не сгорят, а пойдут именно на строительство». Следует подчеркнуть, что строительство жилья по системе жилстройсбережений заключается в следующем. Граждане в течение нескольких лет накапливают часть стоимости жилья в государственном «Жилстройсбербанке», после чего получают возможность оформить недорогой ипотечный кредит. «Жилстройсбербанк», в свою очередь, формирует пул предпочтений граждан по жилью, осуществляет поиск строительных инвесторов в банках второго уровня, которые финансируют строительство жилья и выступают, в конечном итоге, заказчиками. Государство в данном случае в лице местных исполнительных органов обеспечивает выделение земельных участков и подведение инженерных коммуникаций.
В целом строительство по программе жилстройсбережений финансируется за счет депозитов вкладчиков «Жилстройсбербанка» и уставного капитала «Жилстройсбербанка». В 2010 году ожидается пополнение уставного капитала ЖССБК на 1,8 млрд. тенге, то есть менее чем на 15%.
На 1 января 2010 года «Жилстройсбербанком» было выдано 54,82 млрд. тенге, или несколько процентов от общего объема казахстанской ипотеки. По мнению г-на Алферова, если банк провозглашен президентом в качестве главного проводника государственной жилищной ипотеки, его необходимо смелее капитализировать.
Заметим, что «Жилстройсбербанк» Казахстана существует менее 7 лет. На ноябрь 2009 года уставный капитал банка составил 16,3 млрд. тенге – то есть десятые доли ВВП. Для сравнения: на седьмой год работы системы жилстройсбережений в Чехии и Словакии только премии от государства составили более процента ВВП. В то же время в Чехии в первый же год вкладчиками жилстройсберкасс стали 2% жителей, в Венгрии – 3%. Казахстанский «Жилстройсбербанк» на седьмой год существования ставит себе целью достижение доли участников в 2,2% к экономически активному населению.
В то же время по состоянию на 1 марта 2010 года по республике, цитирует слова главы АДСЖКХ информационное агентство Kazakhstan Today, осталось завершить 132 объекта долевого строительства, из них в текущем году будет завершено 112 объектов с 21 тыс. дольщиков, в 2011 году – 20 объектов с 5 тыс. дольщиков. Из вышеуказанной цифры, по сообщению г-на Нокина, «в Астане осталось достроить 61 объект (12646 дольщиков), который согласно графику ввода, предполагается завершить в этом году посредством различных механизмов. Так, 26 объектов будут финансироваться за счет выкупа квартир акиматом города, 7 – силами уполномоченной организации ТОО «Жана Курылыс», 19 – через фонд «Самрук-Казына», 9 – будут завершены застройщиками самостоятельно. Тогда как в Алматы остались незавершенными 33 объекта (8141 дольщик), из них в 2010 году предусматривается завершение 16 объектов. 4 объекта будут завершены через фонд «Самрук-Казына», 12 объектов будут завершены застройщиками самостоятельно.
В связи со сложившимся положением вещей в ходе селекторного совещания правительства 9 марта премьер-министр РК Карим Масимов сообщил о возможности выделения дополнительных средств на завершение объектов долевого строительства. «Оперативно с Республиканской бюджетной комиссией мы на этой неделе решим, где требуются более большие деньги, будем изыскивать дополнительные резервы. И так внапряг идем, но выхода другого нет», – пояснил г-н Масимов.
Госагентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Казахстана в лице Серика Нокина на этой неделе не обошло своим вниманием и действующую в республике систему технического регулирования строительной отрасли. Глава АДСЖКХ затронул несколько пунктов относительно изменений системы технического регулирования строительной отрасли. Так, «по первому компоненту – нормативной базе, цитирует выступление г-на Нокина «Интерфакс-Казахстан», – главной целью реформирования является поэтапный переход к параметрическому методу нормирования строительной отрасли». На данный момент в РК используется предписывающий метод нормирования строительной отрасли. По словам Серика Нокина, «это жесткие нормы, которые не обладают достаточной гибкостью и не допускают применения альтернативных решений, методов и материалов». Предлагаемые на замену старым параметрические методы нормирования являются напротив наиболее открытыми для инноваций. Параметрический метод дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение.
Комментируя вышеуказанное нововведение, Актай Майлыбаев, заместитель председателя правления компании MAG, говорит о том, что параметрические методы – наиболее адекватны для строительного сектора, но следует начинать реформировать «не просто с принятия документа, а необходимо начинать с теории и базы». Нужно по-новому подойти к высшему образованию казахстанских экономистов, с тем, чтобы они уже со студенческой скамьи начинали понимать все нюансы и тонкости параметрических методов.
Еще одной инициативой г-на Нокина является разработка качественно нового строительного документа – «Строительный технический регламент Республики Казахстан», который должен стать «технической Конституцией» строительной отрасли РК.
О необходимости подобного документа говорит г-жа Айбасова. По ее мнению, «в Казахстане существует некоторый произвол в строительном секторе». К примеру, весьма часто дачи в нашей республике регистрируются как дома, хотя всем известно, что дачи никогда не подразумевали сейсмобезопасность. Кроме того, зачастую в РК дома строят частные бригады и без проектов. «В цивилизованных странах напротив строительство своего дома очень трудоемкий и длительный процесс, который требует соблюдения всех норм и стандартов строительства», – отмечает директор департамента консалтинга ЦКН «Центр недвижимости».
Кроме вышеизложенного Серик Нокин заявляет о пересмотре второй составляющей технического регулирования строительства – системы надзора за соблюдением законодательства в области строительства. В первую очередь, предполагается введение периодической аккредитации местных надзорно-контролирующих органов. В дополнение к государственным органам надзора и контроля предусматривается создание института частных специалистов в области надзора и контроля, к которым будут применяться те же принципы сертификации, что и к сотрудникам государственных органов. В данном случае, по мнению г-на Майлыбаева, здоровая конкуренция среди органов надзора должна сыграть на руку строительному сектору РК.
Глава АДСЖКХ не преминул отметить и реформирование третьего компонента технического регулирования строительства в республике – системы оценки соответствия субъектов требованиям строительного законодательства, которое заключается в ее гармонизации с общепризнанными зарубежными аналогами в области аккредитации, лицензирования и сертификации.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.