Покрытые мхом законы
Европейский союз поможет Казахстану реформировать экологическое законодательствоПо оценке специалистов, казахстанское экологичес...Европейский союз поможет Казахстану реформировать экологическое законодательство
По оценке специалистов, казахстанское экологическое законодательство, объединяющее целый ряд кодексов (экологический, водный, земельный, лесной) и природоохранных законов, на сегодняшний момент сталкивается с весьма трудными проблемами, такими как, несовременность законов, их несоблюдение и неграмотность. К примеру, в законодательстве РК никак не отражены новые тенденции изменения климата, деградации и опустынивания земель, хотя наблюдающиеся тренды Центра дистанционного зондирования и географических информационных систем «Терра» в Казахстане уже устойчивы.
В целом, в нашей республике за последние годы обновлены многие законодательные документы: в 2007 году принят Экологический кодекс, разработаны специальные правила и инструкции. «Проблема экологического законодательства состоит в необходимости постоянных корректировок, внесении дополнений с учетом изменений экологической ситуации и природопользования в Казахстане», – утверждает Наталья Огарь, директор департамента науки и экологического проектирования Центра дистанционного зондирования и географических информационных систем «Терра». Существует необходимость в принятии некоторых подзаконных актов. К примеру, относительно Каспийского моря. «Когда деятельность по освоению нефти в Каспийском море только начиналась, был разработан документ, отражающий особые экологические условия для проведения нефтяных операций в казахстанском секторе моря. В настоящее время данный документ утратил свою силу, а нового пока нет, – поясняет она. – В то же время мощности работ наращиваются с каждым годом, они сопровождаются проведением экологических исследований, результаты которых необходимо учитывать при подготовке поправок к соответствующим законам и нормативным документам».
Фактом устаревания казахстанского экологического законодательства может служить и ситуация с регулированием в отношении растительных ресурсов нашей страны. К сожалению, в РК до настоящего времени нет закона и «Об охране растительного мира», несмотря на то, что спрос на растительные ресурсы неуклонно возрастает. В законе указано и то, что основным документом при выдаче разрешения на сбор растительного сырья является Красная книга Казахстана, но ее переиздания не было с 1981 года. В последнем издании Красной книги Казахстана 308 растений, находящихся под охраной государства, тогда как на данный момент их фактически 405. Много проблем с законодательством у охотопользователей, а также физических и юридических лиц, занимающихся туристской и рекреационной деятельностью. Между тем, это перспективные кластеры развития экономики республики.
Также, отмечает г-жа Огарь, зачастую стоит проблема несоблюдения уже существующего законодательства. Так, например, повсеместно не соблюдаются нормы выпаса скота, особенно в горах, лесных угодьях, в зоне формирования речного стока, что приводит к провоцированию селей и оползней. Вообще, сейчас значительная часть горных территорий Казахстана находится в катастрофическом состоянии.
Несмотря на то, что есть определенные акты, затрагивающие необходимые разъяснения относительно охраны природы, имеет место также некоторая обтекаемость формулировок в законах, которая позволяет трактовать их двояко. Вследствие этого разночтения законодательства постоянно возникают проблемы при согласовании проектной документации в различных ведомствах.
Остро вопрос стоит, по словам специалистов, и в отношении несогласованности законов между собой. Законы и поправки к ним принимаются не единовременно, что приводит к несоответствию по некоторым важным позициям. По основному закону необходимо вести работу определенным образом, но в то же время ты зависишь и от земельного кодекса, и от водного, и от экологического. Предприниматели в данном случае зачастую теряются, какому из кодексов отдать приоритет.
В свете вышеизложенного весьма кстати пришлась программа Европейского союза (ЕС) по оказанию РК помощи в реформировании экологического законодательства.
По сообщению Представительства ЕС в РК, несмотря на то, что Правительство Казахстана обозначило цели проведения законодательной реформы, реализация и правовое применение национальной экологической политики остаются затруднительными, так как здесь требуются новый подход, увеличенный бюджет и ее (экологической политики) более качественная интеграция в корпус государственной политики.
В настоящее время проект ЕС под названием «Внедрение инструментов экологической политики в Республике Казахстан» финансируется Европейским союзом при бюджете в 1,9 млн. евро. Основным партнером Европейского союза в рамках данного проекта является Министерство охраны окружающей среды РК. Как отмечает Представительство ЕС в Казахстане, цели проекта преимущественно связаны с потребностями Министерства охраны окружающей среды в укреплении системы экологического менеджмента в Казахстане таким образом, чтобы она отвечала современным требованиям и вызовам. Основными институциональными элементами, обозначенными в проекте, следовательно, являются, во-первых, политические инструменты: повышение способности к формулированию политических подходов, обеспечивающих эффективные, согласованные и логичные рамки принятия решений в экологической области. Во-вторых, правовое применение политических решений: повышение знаний и технических навыков официальных лиц. Эти две способности должны развиваться через формирование практических наборов политических решений в ключевых, заранее выбранных сферах экологической политики и последующую имплементацию в пилотных проектах.
В рамках работы программы 25 февраля 2010 года прошло третье заседание, которое было посвящено разработке пакета политических мер в области утилизации твердых бытовых отходов. Специальное заседание в Мажилисе Парламента РК предложило задействовать в этой работе парламент в формате обсуждений с участием депутатов, представителей правительства, министерств и других заинтересованных сторон. Обсуждения касались заключений отчета об инструментах экологической политики под названием «Оценка существующей системы политических инструментов в Казахстане», а также приоритетных политических инструментов из «Учебного пособия о пакетах политических мер».
В дополнение к настоящему проекту технического содействия вторая независимая программа, финансируемая ЕС в виде гранта в размере 108000 евро, нацелена на разработку местного плана действий в области экологической политики (LEAP), призванного повысить осведомленность широкой публики о вопросах утилизации отходов в Астане.
Помимо проекта технического содействия и в дополнение к нему ЕС финансирует два других проекта. Первый под названием «Развитие общественной осведомленности по проблемам охраны окружающей среды в школах и сообществах города Алматы» (на основе гранта с бюджетом в 150 000 евро) реализуется Казахстанским Обществом Красного Полумесяца. Второй – «Контрольно-измерительное оборудование для оценки работы дизельного двигателя автобуса/грузового автомобиля в Алматы», бюджет которого составляет 156 074 евро.
Все компании, которые сталкиваются с казахстанским экологическим законодательством, всегда имеют свои рекомендации по его усовершенствованию. Вопрос лишь в том, что их зачастую не учитывают при принятии поправок. При разработке и принятии каких любо законов, поправок или законодательных актов важно учитывать мнение специалистов, так как в казахстанском законодательстве довольно часто встречаются некорректные выражения и терминология. «Резонно было бы принимать во внимание, – утверждает г-жа Огарь, – мнение ученых в конкретной области знания, в которой принимается закон, а также и недро- и природопользователей, деятельность которых напрямую зависит от принимающегося законодательства». Кроме того. необходимо широкое участие общественности в обсуждении законов до их принятия. Возможно, в этом случае и удастся обойтись без дорогостоящих вложений от более развитых стран.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.