Заманиваем и обманываем?

Казахстан по многим позициям абсолютно недоступен для туристовДля Казахстана важен как внутренний, так и въездной туризм – это а...

Казахстан по многим позициям абсолютно недоступен для туристов

Для Казахстана важен как внутренний, так и въездной туризм – это аккумулирует финансовые потоки страны. Но существует масса проблем с развитием туризма в Казахстане, и самая серьезная из них – слабая инфраструктура. По словам Рашиды Шайкеновой, директора Казахстанской туристской ассоциации, наш основный туристический продукт – экотуризм, который может решить очень многие вопросы, вплоть до создания рабочих мест в регионе. Но, к сожалению, экотуризм базируется на территории национальных парков, а ценовая политика национальных парков не создает благоприятных условий для туристов. «Министерство финансов определило для национальных парков 1 МРП в 1143 тенге – именно столько они с каждого туриста отчисляют в налоговые органы Казахстана. Но к 1143 тенге каждый парк в зависимости от своих собственных возможностей и амбиций прибавляет иную сумму, и цена получается индивидуальной», – поясняет г-жа Шайкенова.

Один из самых известных и востребованных национальных парков на территории Алматинской области – «Алтын - Эмель» – до сих пор занимается дифференциацией. «За рубежом вне зависимости от цвета кожи и национальной принадлежности за вход в национальный парк платят одинаковую цену. А у нас «Алтын-Эмель» от граждан Казахстана требует 800 тенге +1143 тенге (в налоговый комитет), от граждан СНГ – 2000 тенге+ 1143 тенге и от иностранных туристов – 5800 тенге+1143 тенге, – говорит Рашида Шайкенова. – Казахстан рекламирует себя иностранным туристам, что стоит больших денег. И есть положительные результаты: наш экспонат занял первое место на Берлинской туристической выставке ITB. Но плохо и неэтично то, что мы заманиваем туристов, а потом заставляем платить больше, чем положено. То есть получается, что правительство вкладывает огромные ресурсы, но внутри страны отдельные структуры делают все, чтобы появилось ощущение, что деньги выбрасываются на ветер»,

С тем, что национальные парки берут на себя функции, которые им не принадлежат, согласен и Тимур Дуйсенгалиев, директор ТОО «Жибек Жолы». Компания «Жибек Жолы» работает на территории парка Кольсай с 1993 года. Кольсайские озера – наша знаменитость, одно из семи чудес Казахстана, и пользуются популярностью среди туристов. Но в 2007 году на территории Кольсая открылся национальный парк, и через год его функционирования дирекцией было решено оградить его от туризма (несмотря на то, что в парке разработаны туристические маршруты, построены гостиницы и дома отдыха). «Сейчас мы находимся в состоянии судебного разбирательства с национальным парком, который настоятельно требует нас прекратить свою деятельность и снести гостиницы за свой счет», – говорит г-н Дуйсенгалиев.

Нужно учитывать еще и то, что в Казахстане отсутствуют сервис, инфраструктура, и фактически не используются природные ресурсы. Директор «Жибек Жолы» полагает, что для решения этой проблемы очень важно наладить контакт с Министерством туризма, которое бы отслеживало ценовую политику и взаимодействовало бы с национальными парками.

Казахстан по многим позициям абсолютно недоступен для туристов: слабая инфраструктура, несправедливая политика государства в лице национальных парков и, что примечательно, политика миграционной полиции. «Миграционная полиция – рэкетир для тех туристов, которые задерживаются в стране всего лишь на несколько дней. Это сильно бьет по нашему имиджу. Миграционная полиция настолько может испортить впечатление о Казахстане, что турист не захочет вновь посетить его», – рассказывает г-н Дуйсенгалиев. По его замечанию, можно констатировать, что, несмотря на продвижение вперед, есть моменты, которые отодвигают нас назад, и в результате, мы остаемся на месте.

Как считает Анна Загоруйко, директор ТОО «Бюро путешествий Kompas», внутренний и въездной туризм сталкиваются с одними и теми же проблемами. По ее словам, кризис дал толчок для развития внутреннего туризма – поток туристов в Боровое и Алаколь увеличился. Но, несмотря на это, есть серьезные проблемы. Например, в отсутствие конкуренции цены на проживание в гостиницах слишком высоки, есть проблемы с транспортом, а также высокой стоимостью авиаперелетов между городами Казахстана. «Стоит обратить внимание на отсутствие кадров: при организации туров мы постоянно сталкиваемся с тем, что экскурсоводы недостаточно квалифицированы», – замечает г-жа Загоруйко. По ее словам, рынок экскурсоводов состоит из плеяды инструкторов советского времени и молодых неквалифицированных экскурсоводов.

Важным является и выездной туризм, который удовлетворяет потребности граждан Казахстана качественным и недорогим отдыхом. Популярны осенние и зимние направления: Таиланд, Египет и Малайзия (она добавилась в список в этом году). По словам Натальи Линник, генерального директора ТОО «Туроператор ON Travel», Египет является самым популярным зимним направлением для наших туристов. «Рынок диктует требования, и мы обязаны предоставлять направления, которые соответствуют определению «цена – качество»», – поясняет она. В Египет летают самолеты трех авиакомпаний (ранее их было четыре), и очень печально, что лишь одна из них – наша компания, а три иностранные. По словам г-жи Линник, с этой проблемой сталкиваются все туроператоры – нет выбора авиакомпаний. Если бы список расширился, понизились бы цены на авиаперелеты, которые на сегодняшний день являются бичом для туриста. «Если взять стоимость пакета: 75% составляет стоимость перелета, и только 25% – гостиницы, развлечения и прочие услуги», – говорит Наталья Линник. Известно, что 80% туристов приезжают на море: учитывая, что у Казахстана нет приморских курортов, туристические компании будут работать «на выезд». По ее словам, с каждым годом количество выезжающих туристов растет, но объем продаж уменьшается. «Если раньше казахстанцы даже не рассматривали вариант проживания в 3-4-звездочной гостинице, то теперь, составляя летние каталоги, мы обращаем внимание на отели экономичного класса. Уже давно появилось такое понятие как «горящие туры», когда отдых стоит в 2 раза дешевле», – говорит г-жа Линник.

Формируется культура отдыха – люди понимают, что в нее надо вкладывать деньги, ведь это здоровье, воспитание детей и настрой.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤