Теперь нефинансовые меры

Кредитование бизнеса по льготным программам – не дело посткризисного периодаВопросы государственной поддержки малого и среднего...

Кредитование бизнеса по льготным программам – не дело посткризисного периода

Вопросы государственной поддержки малого и среднего бизнеса Казахстана вновь обсудили, только уже в рамках V заседания экономического клуба «Орлеу» НДП «Нур-Отан». По общему заявлению участников, сегодня на первое место выходят меры нефинансовой поддержки МСБ.

Согласно презентованному в рамках экономического клуба проекту «Совершенствование институциональной среды для развития предпринимательства», сегодня разработаны концепции нормативных актов, нацеленных на улучшение среды для предприятий МСБ в сфере регистрации, лицензирования и контрольно-надзорных полномочий государственных органов по отношению к МСБ, стандартов предоставления государственных услуг, регулирования системы государственных закупок и закупок, осуществляемых естественными монополиями.

Как отметил президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан, результатом данного проекта явились также разработанные изменения и дополнения в законодательные акты, устанавливающие основы добросовестной конкуренции и меры по ограничению монополистической деятельности и защите прав потребителей. Авторы проекта предлагают казахстанским властям принять также законы «О саморегулируемых организациях»; «О сельских финансовых кооперативах»; «Об обществах взаимного кредитования»; «О кредитных потребительских кооперативах граждан».

В отличие от ранее применявшейся методики дебюрократизации в улучшении бизнес-климата в Казахстане, метод позитивной реинтеграции предполагает повышение эффективности МСБ через взаимодействия «власть-бизнес-общество» (дебюрократизация предполагает снижение административных барьеров через ограничение чиновников). Дебюрократизация не предусматривает системы компенсаций, не решает проблему коллективных действий, не учитывает внешние эффекты и лишь частично предполагает программу внедрения. 

В свою очередь, основными принципами позитивной реинтеграци являются: во-первых, принцип включенного третьего: обсуждение и принятие любых мер в отношении МСБ должно осуществляться только в системе многосторонних взаимодействий бизнеса, власти и общества; во-вторых, принцип «кооперация + конкуренция» = «кооперенция». Здесь необходима система стимулов для сторон, которая будет создавать пространство для кооперации и конкуренции экономических субъектов. В результате – минимизация ухудшающего отбора и оппортунистического поведения. В-третьих, принцип коллективного действия – инвестиции в равновесие. В данном случае необходима законодательная поддержка негосударственных субъектов для повышения их переговорной силы, компенсации издержек коллективных действий.

В-четвертых, принцип разумной компенсации. Перед внедрением правил надо выявлять потенциально проигрывающие группы, способные оказать деятельное сопротивление, и определять разумный размер и форму компенсации для снижения стимулов к противодействию. В-пятых, принцип внедрения, когда необходима специально разработанная программа внедрения – система контрольных и «корректирующих» мер, формирующая в результате новую модель поведения участников рынка.

Методики проведения общественной оценки функций и услуг государственных органов Республики Казахстан в отношении бизнеса презентовала программный директор Института национального проекта «Общественный договор» Светлана Маковецкая. По ее словам, целями взаимодействия государства и общества являются: повышение качества проводимой политики, обоснованное принятие решений; избегание проблем и задержек на стадии реализации политики и определение скрытых затрат; обеспечение поддержки и доверия граждан; укрепление подотчетности и ответственности органов власти за результаты проводимой политики; реальные предложения для снижения административных барьеров и противодействие коррупции там, где это значимо для МСБ.

 «Предпринимательская общественность является основным потребителем государственных услуг, без которого невозможно сформировать сбалансированный процесс госрегулирования бизнес-среды. При этом бизнес-ассоциации являются носителями технологий выявления предпочтений потребителей МСБ. С их помощью можно выявить заказ на правила получения государственных услуг в разрезе групп, оценить степень удовлетворенности предпринимательства изменениями и т.д.», – отметила Светлана Маковецкая.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤