Финансовый уровень счастья
Стоит понять, что делает людей счастливыми, чтобы помочь им таковыми статьКаждый хочет быть счастливым, но под словом «счастье»...Стоит понять, что делает людей счастливыми, чтобы помочь им таковыми стать
Каждый хочет быть счастливым, но под словом «счастье» мы подразумеваем совершенно разное. В последнее время экономисты все чаще используют количественные методы для исследования уровня счастья. В этих работах под счастьем понимают субъективную оценку удовлетворенности жизнью (как правило, по шкале от 1 до 10). Такие оценки собираются в результате многочисленных опросов, которые проводятся по одному и тому же методу во многих странах. В каждой стране опрашивают сотни и тысячи людей, что позволяет сделать репрезентативный выбор и учесть следующие факторы: пол, возраст, семейное положение, образование, уровень дохода и пр. Соответственно, количественные методы позволяют оценить влияние этих факторов на уровень счастья в отдельности и во взаимодействии.
«Стоит понять, что делает людей счастливыми, чтобы помочь им таковыми стать», – такого мнения придерживается Сергей Филин, член-корреспондент Международной академии психологических наук, относительно проведения количественных исследований на тему зависимости уровня счастья от субъективных факторов.
Существует масса предположений насчет того, что делает человека счастливым. Некоторые полагают, что солнечная теплая погода способна поднять настроение. Хотя исследования показывают, что жители тех мест, где небо чаще закрыто облаками, не чувствуют себя несчастными. Таким образом, не в солнце счастье! В XXI веке самые расхожие мнения можно проверить статистикой, чем и занимаются на сегодняшний день две компании: World Values Survey (WVS) и World Database of Happiness (WDH). WVS проводит масштабные социологические опросы более чем в 100 странах мира с 1982 года, а голландская компания WDH собирает и анализирует результаты чужих исследований. Первая среди множества вопросов не стесняется напрямую спрашивать: «Насколько вы счастливы?», вторая формулирует понятие «жить хорошо» более обтекаемо: «Насколько вы удовлетворены своей жизнью?». Оказывается, «жить счастливо» и «быть довольным жизнью» – разные понятия.
Результаты опросов показывают, что кружка пива или бокал шампанского идут на пользу и делают людей счастливее, а вот ящик или бочка – ощутимо вредят. Поэтому, чтобы оставаться счастливым, «пить нужно в меру», а это всего-навсего 7 литров алкоголя в год. Меньше – скучно, больше – вредно. Также доказано, что чем «аграрнее» страна, тем несчастнее ее население. Получается, что непыльная работа в офисе и квартира со всеми удобствами – куда приятнее дойки коровы спозаранку. Демократия влияет на уровень счастья так же, как и алкоголь, но с обратным знаком: хуже всего живется в тех странах, где ее недостаточно. В отличие от алкоголя, умеренность в потреблении демократии крайне противопоказана!
Из количественных исследований можно выделить три ключевых результата. Во-первых, такие исследования имеют полезный смысл. Казалось бы, все люди разные, у каждого свои ожидания, мечты и желания, поэтому и уровень счастья, зависящий от того, оправдываются ли ожидания и сбываются ли мечты, – разный. При большом количестве респондентов эти различия сглаживаются – ожидания не зависят от пола, возраста, образования, сегодняшних или прошлых доходов. Во-вторых, выяснилось, что счастье в определенной мере зависит от дохода.
В начале 1970 года Ричард Истерлин, американский экономист и доктор философии Пенсильванского университета, выявил интересный парадокс: он доказал, что уровень удовлетворенности жизнью растет с доходом только у обладателей низких зарплат. Когда доход достигает среднего заработка в развитых странах, дальнейшее увеличение дохода практически не приводит к росту счастья.
Сергей Филин легко объясняет данную зависимость: «Обладатели низких доходов на самом деле оценивают повышение доходов как счастье. У них есть много насущных потребностей, и получение возможности их удовлетворять действительно радует», – полагает он. По Истерлину, в богатых странах счастье зависит уже не от абсолютного, а от относительного дохода: богатые американцы более счастливы, чем бедные, но это не означает, что с ростом доходов пропорционально увеличивается уровень их счастья.
Последние исследования опровергают выводы г-на Истерлина. Исследования между странами и опросы внутри них показывают, что между счастьем и логарифмом дохода наблюдается практически линейная зависимость – одна и та же и для богатых, и для бедных: увеличение дохода на 10% приводит к росту счастья на 0,02-0,04 балла по шкале от 1 до 10. Подобные исследования были проведены Сергеем Гуриевым, ректором Российской экономической школы, и его коллегами в России. Оказалось, что параллель между счастьем и количеством заработной платы существует: у одних и тех же людей счастье снижалось с падением дохода в 1990-ых и росло по мере роста дохода в 2000-ых.
Исследования утверждают, что уровень счастья зависит от возраста. По мере достижения «среднего возраста» (35–40 лет) удовлетворенность жизнью снижается, но после его достижения – начинает расти. Исключением являются страны с переходной экономикой: в них счастье продолжает монотонно уменьшаться по мере «старения». Может быть, это связано с системой образования или с изменениями в системе предоставления общественных благ.
Г-н Филин полагает, что уровень счастья безвозвратно уменьшается с возрастом по нескольким причинам. По его словам, низкая продолжительность жизни приводит к раннему осознанию ее скоротечности. Невысокий уровень пенсионных выплат приводит людей к мысли о скорой нищете, если нет значительных собственных накоплений. И в странах с переходной экономикой и не очень высоким уровнем жизни отсутствует инфраструктура сервиса для пожилых людей, что заставляет их преждевременно бояться одиночества в четырех стенах. Пенсионеры не готовы к активному образу жизни, и это пугает. Но ученые полагают, что со временем и в России, и в других странах с переходной экономикой кривая зависимости счастья от возраста постепенно примет такую же «оптимистичную» форму, как и в развитых странах.
Как известно, ребенка легче сделать счастливым, чем взрослого. Эта прописная истина доказывается и результатами исследований. Но, по мнению Сергея Филина, это происходит только с людьми, которые не совершили ничего значимого в своей жизни. «Они начинают понимать, что в их жизни не было ничего интересного и важного. Так как же быть удовлетворенным своим прошлым?», – поясняет он свою точку зрения. Член-корреспондент Международной академии психологических наук считает, что масштабные и действительно научные исследования вопросов счастья стоит проводить. Исследования с небольшим количеством респондентов не могут быть правдивыми, хотя дают информацию для размышления.
Хочется надеяться, что люди не так прозаичны и банальны, как показывают результаты исследований. Но суть не в этом. Главное – будьте счастливы и дарите счастье другим, пусть даже и за счет повышения зарплат!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.