Сделаем интеллект осязаемым

В Казахстане отсутствуют бренды, которые можно продавать на ЗападУченого, бизнесмена, писателя или музыканта, чьи работы пользую...

В Казахстане отсутствуют бренды, которые можно продавать на Запад

Ученого, бизнесмена, писателя или музыканта, чьи работы пользуются международным признанием, цитируются и покупаются, можно считать интеллектуальным брендом. Такого мнения придерживается Ерлан Сейтимов, бизнес-консультант, сотрудник Института политических решений.

В мировой науке авторитетность ученого определяется индексом цитирования научных статей или так называемым Хирш-фактором (характеристика продуктивности, которая отражает число наиболее цитируемых статей автора и уровень их цитируемости, это более тонкий показатель, чем просто общее число статей). Данный фактор хорошо коррелирует с признанными показателями «успеха». «В России уже зарплаты ученым выдают по Хирш-фактору», – пояснил Ерлан Сейтимов.

К сожалению, индекс цитирования казахстанских ученых, за небольшим исключением 2-3 математиков и физиков, очень низкий. По данным Национального центра научно-технической информации, вклад казахстанских ученых в мировую науку с учетом общего объема мировых публикаций в известных журналах составляет всего лишь порядка 0,02%. «Институт мировой экономики и международных отношений РАН, по оценке ООН, вошел в число лучших мировых аналитических центров. Что же мешает нашим аналитикам?», – удивляется г-н Сейтимов.

Может быть, «среда» губит таланты. Если обратить внимание на бокс, то у казахстанских спортсменов условная «цитируемость» примерно 50% – небывалая разница по сравнению с научной в 0,02%, констатирует Ерлан Сейтимов. «Где честная конкурентная борьба – мы на хорошем мировом уровне и даже выше. В науке, бизнесе, где не все зависит от одного человека, где «пилят» бюджеты, где «толкают своих», – там имеем то, что имеем», – сетует г-н Сейтимов.

По его предположению, одним из аспектов этой проблемы является отсутствие ответственных государственников. «В институтах развития руководители должны стимулировать появление казахстанских технологических брендов. Чтобы за рубежом знали и читали наших авторов, их надо переводить на мировые языки, возить книги на международные книжные выставки, делать им PR и рекламу. Кто из чиновников болеет за это душой или что-либо делает для этого?», – спрашивает г-н Сейтимов.

Ректоры иностранных университетов, стремящихся войти в мировой рейтинг, стимулируют студентов и преподавателей на написание научных работ с высокой цитируемостью. А наши вузы в основном заняты «рубкой капусты» на валовом потоке студентов. «Наши интеллектуалы обычно жалуются, что в Казахстане трудно заработать умственным трудом, но сами результаты почему-то не показывают», – говорит он.

По словам г-на Сейтимова, из числа казахстанских студентов, закончивших Оксфорд, Кембридж или Массачусетс, можно составить батальон. Но где их результаты? Один из предложенных им вариантов ответа – не тех людей отправляли учиться в лучшие университеты Запада, не тех, кто ценит научный поиск и самореализацию. Мы часто слышим, что в Казахстане сильный научно-интеллектуальный потенциал. Ау!

Имеется множество примеров создания интеллектуальных брендов людьми в преклонном возрасте или из стран с достаточно низким уровнем развития. Это является доказательством тому, что ничто не может воспрепятствовать проявлению гения. Например, перуанский экономист Эрнандо де Сото написал мировой бестселлер «Загадка капитала», а американский социолог Элвин Тоффлер – «Революционное богатство». Сербский писатель Милорад Павич стал популярен в 70 лет. Японец Мураками, российские писатели Пелевин и Улицкая переводятся на десятки языков, книга шведов Нордстрема и Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк» стала настольной для бизнесменов всего мира. «А нашим «пролетариям умственного труда» сделать то же самое мешают коррупция, трайбализм (культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая обособленность) или что-то еще», – негодует г-н Сейтимов. Хотя недавно в Рио-де-Жанейро в научном конкурсе по биологии и химии наши студенты «взяли» золото. «Там, где честная конкуренция, – мы демонстрируем отличные результаты», – еще раз напоминает Ерлан Сейтимов.

Валерий Светлаков, директор Казахстанского агентства геоинформационных систем, считает, что сейчас мы живем в индустриальном обществе, которое в скором будущем станет информационным. В индустриальном обществе движущей силой является физический труд. А в информационном обществе на первом месте – труд интеллектуальный. По мнению г-на Светлакова, интеллектуальные услуги можно раздробить на основные составляющие с такими условными названиями, как опыт, эксперты, мозги и технологии.

Из обзора казахстанского рынка интеллектуальной продукции Валерий Светлаков выделяет, в первую очередь, такую перспективную для развития сферу, как, например, софт-индустрия, весьма востребованную сейчас. Но существующие программные продукты казахстанского производства «Параграф» (хотя брендом назвать его сложно), Documentolog, «Сана», Soylem и иные проекты не выходят за пределы внутреннего рынка. Другая перспективная в ближайшем будущем сфера деятельности – консалтинг (финансовый, юридический, экологический и инженерный). Но почти весь консалтинговый рынок Казахстана занят иностранцами, так как наши компании здесь не конкурентоспособны, отмечает г-н Светлаков. «Сейчас инженерный консалтинг находится в достаточно пагубном состоянии. При реформировании системы образования был упущен важный момент – никто не задумался над тем, какие специалисты будут востребованы в будущем. Поэтому в проектировании гидроэлектростанции участвуют чужеземные компании», – поясняет он.

Можно и нужно создавать бренды в технологии (навигация, медицина), дизайне, архитектуре, кинематографии, литературе и искусстве. В Казахстане затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) составляют около 2% от бюджета страны. Но до прямого исследователя-пользователя они не доходят. Скорее всего, предполагает г-н Светлаков, деньги идут на финансирование самих исследовательских учреждений и поддержание их в нормальном состоянии.

Можно реализоваться без каких-либо огромных усилий и вложений в местном туризме. «Многие интересуются кочевой культурой и древностью. Но даже на государственном уровне у нас не проработаны исторические бренды, хотя есть масса археологических памятников. Тамгалы-Тас, к примеру», – говорит директор Казахстанского агентства геоинформационных систем. Есть возможность создания телевизионных брендов. Например, Россия создала «Что? Где? Когда?» и КВН.

А вот для развития брендов в других сферах, особенно инженерной, по мнению г-на Светлакова, у Казахстана не хватает ресурсов по причине слабо развитой сферы инженерного образования, «чахоточного» состояния университетских, научных, научно-производственных и конструкторских мастерских.

«Я провел «домашний» опрос, в котором респондентами были иностранные граждане. Как оказалось, Казахстан у них ассоциируется с нефтью, Назарбаевым, зерном, ураном, Байконуром и лошадьми. Есть ли среди них интеллектуальные бренды?», – задается вопросом эксперт. Мы оперируем исключительно природными ресурсами, которые когда-нибудь закончатся и ничего другого не останется, кроме наших мозгов.

Валерий Светлаков подчеркивает, что в Казахстане одним из важнейших стратегических направлений государственного регулирования является территориальное управление. Поэтому для успешного инвестирования нужен глубокий и многосторонний анализ существующей структуры социально-экономических и природно-ресурсных условий.

«Только в условиях обостренной конкурентной борьбы на товарно-денежном рынке появляется стремление оперативно потреблять интеллектуальный продукт», – продолжает г-н Светлаков. Потреблять – да, а создавать? Какие условия нужны для этого? Удивительно, что мы не можем проявить себя. Странно, что за последнее время не было создано ни одного интеллектуального бренда, который бы заставил мир говорить о нас, а нас – гордиться собой. Ведь схема построения интеллектуального бизнеса, казалось бы, так проста: идея плюс опыт, мозги и эксперты плюс технологии.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤