Сделаем интеллект осязаемым
В Казахстане отсутствуют бренды, которые можно продавать на ЗападУченого, бизнесмена, писателя или музыканта, чьи работы пользую...В Казахстане отсутствуют бренды, которые можно продавать на Запад
Ученого, бизнесмена, писателя или музыканта, чьи работы пользуются международным признанием, цитируются и покупаются, можно считать интеллектуальным брендом. Такого мнения придерживается Ерлан Сейтимов, бизнес-консультант, сотрудник Института политических решений.
В мировой науке авторитетность ученого определяется индексом цитирования научных статей или так называемым Хирш-фактором (характеристика продуктивности, которая отражает число наиболее цитируемых статей автора и уровень их цитируемости, это более тонкий показатель, чем просто общее число статей). Данный фактор хорошо коррелирует с признанными показателями «успеха». «В России уже зарплаты ученым выдают по Хирш-фактору», – пояснил Ерлан Сейтимов.
К сожалению, индекс цитирования казахстанских ученых, за небольшим исключением 2-3 математиков и физиков, очень низкий. По данным Национального центра научно-технической информации, вклад казахстанских ученых в мировую науку с учетом общего объема мировых публикаций в известных журналах составляет всего лишь порядка 0,02%. «Институт мировой экономики и международных отношений РАН, по оценке ООН, вошел в число лучших мировых аналитических центров. Что же мешает нашим аналитикам?», – удивляется г-н Сейтимов.
Может быть, «среда» губит таланты. Если обратить внимание на бокс, то у казахстанских спортсменов условная «цитируемость» примерно 50% – небывалая разница по сравнению с научной в 0,02%, констатирует Ерлан Сейтимов. «Где честная конкурентная борьба – мы на хорошем мировом уровне и даже выше. В науке, бизнесе, где не все зависит от одного человека, где «пилят» бюджеты, где «толкают своих», – там имеем то, что имеем», – сетует г-н Сейтимов.
По его предположению, одним из аспектов этой проблемы является отсутствие ответственных государственников. «В институтах развития руководители должны стимулировать появление казахстанских технологических брендов. Чтобы за рубежом знали и читали наших авторов, их надо переводить на мировые языки, возить книги на международные книжные выставки, делать им PR и рекламу. Кто из чиновников болеет за это душой или что-либо делает для этого?», – спрашивает г-н Сейтимов.
Ректоры иностранных университетов, стремящихся войти в мировой рейтинг, стимулируют студентов и преподавателей на написание научных работ с высокой цитируемостью. А наши вузы в основном заняты «рубкой капусты» на валовом потоке студентов. «Наши интеллектуалы обычно жалуются, что в Казахстане трудно заработать умственным трудом, но сами результаты почему-то не показывают», – говорит он.
По словам г-на Сейтимова, из числа казахстанских студентов, закончивших Оксфорд, Кембридж или Массачусетс, можно составить батальон. Но где их результаты? Один из предложенных им вариантов ответа – не тех людей отправляли учиться в лучшие университеты Запада, не тех, кто ценит научный поиск и самореализацию. Мы часто слышим, что в Казахстане сильный научно-интеллектуальный потенциал. Ау!
Имеется множество примеров создания интеллектуальных брендов людьми в преклонном возрасте или из стран с достаточно низким уровнем развития. Это является доказательством тому, что ничто не может воспрепятствовать проявлению гения. Например, перуанский экономист Эрнандо де Сото написал мировой бестселлер «Загадка капитала», а американский социолог Элвин Тоффлер – «Революционное богатство». Сербский писатель Милорад Павич стал популярен в 70 лет. Японец Мураками, российские писатели Пелевин и Улицкая переводятся на десятки языков, книга шведов Нордстрема и Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк» стала настольной для бизнесменов всего мира. «А нашим «пролетариям умственного труда» сделать то же самое мешают коррупция, трайбализм (культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая обособленность) или что-то еще», – негодует г-н Сейтимов. Хотя недавно в Рио-де-Жанейро в научном конкурсе по биологии и химии наши студенты «взяли» золото. «Там, где честная конкуренция, – мы демонстрируем отличные результаты», – еще раз напоминает Ерлан Сейтимов.
Валерий Светлаков, директор Казахстанского агентства геоинформационных систем, считает, что сейчас мы живем в индустриальном обществе, которое в скором будущем станет информационным. В индустриальном обществе движущей силой является физический труд. А в информационном обществе на первом месте – труд интеллектуальный. По мнению г-на Светлакова, интеллектуальные услуги можно раздробить на основные составляющие с такими условными названиями, как опыт, эксперты, мозги и технологии.
Из обзора казахстанского рынка интеллектуальной продукции Валерий Светлаков выделяет, в первую очередь, такую перспективную для развития сферу, как, например, софт-индустрия, весьма востребованную сейчас. Но существующие программные продукты казахстанского производства «Параграф» (хотя брендом назвать его сложно), Documentolog, «Сана», Soylem и иные проекты не выходят за пределы внутреннего рынка. Другая перспективная в ближайшем будущем сфера деятельности – консалтинг (финансовый, юридический, экологический и инженерный). Но почти весь консалтинговый рынок Казахстана занят иностранцами, так как наши компании здесь не конкурентоспособны, отмечает г-н Светлаков. «Сейчас инженерный консалтинг находится в достаточно пагубном состоянии. При реформировании системы образования был упущен важный момент – никто не задумался над тем, какие специалисты будут востребованы в будущем. Поэтому в проектировании гидроэлектростанции участвуют чужеземные компании», – поясняет он.
Можно и нужно создавать бренды в технологии (навигация, медицина), дизайне, архитектуре, кинематографии, литературе и искусстве. В Казахстане затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) составляют около 2% от бюджета страны. Но до прямого исследователя-пользователя они не доходят. Скорее всего, предполагает г-н Светлаков, деньги идут на финансирование самих исследовательских учреждений и поддержание их в нормальном состоянии.
Можно реализоваться без каких-либо огромных усилий и вложений в местном туризме. «Многие интересуются кочевой культурой и древностью. Но даже на государственном уровне у нас не проработаны исторические бренды, хотя есть масса археологических памятников. Тамгалы-Тас, к примеру», – говорит директор Казахстанского агентства геоинформационных систем. Есть возможность создания телевизионных брендов. Например, Россия создала «Что? Где? Когда?» и КВН.
А вот для развития брендов в других сферах, особенно инженерной, по мнению г-на Светлакова, у Казахстана не хватает ресурсов по причине слабо развитой сферы инженерного образования, «чахоточного» состояния университетских, научных, научно-производственных и конструкторских мастерских.
«Я провел «домашний» опрос, в котором респондентами были иностранные граждане. Как оказалось, Казахстан у них ассоциируется с нефтью, Назарбаевым, зерном, ураном, Байконуром и лошадьми. Есть ли среди них интеллектуальные бренды?», – задается вопросом эксперт. Мы оперируем исключительно природными ресурсами, которые когда-нибудь закончатся и ничего другого не останется, кроме наших мозгов.
Валерий Светлаков подчеркивает, что в Казахстане одним из важнейших стратегических направлений государственного регулирования является территориальное управление. Поэтому для успешного инвестирования нужен глубокий и многосторонний анализ существующей структуры социально-экономических и природно-ресурсных условий.
«Только в условиях обостренной конкурентной борьбы на товарно-денежном рынке появляется стремление оперативно потреблять интеллектуальный продукт», – продолжает г-н Светлаков. Потреблять – да, а создавать? Какие условия нужны для этого? Удивительно, что мы не можем проявить себя. Странно, что за последнее время не было создано ни одного интеллектуального бренда, который бы заставил мир говорить о нас, а нас – гордиться собой. Ведь схема построения интеллектуального бизнеса, казалось бы, так проста: идея плюс опыт, мозги и эксперты плюс технологии.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.