Эрик Рейнолдс: «Покупатель в Казахстане становится все более влиятельным и требовательным»
В последнее время ситуация в Казахстане для бизнеса претерпела значительные изменения, особенно если учитывать трансформации, ко...В последнее время ситуация в Казахстане для бизнеса претерпела значительные изменения, особенно если учитывать трансформации, коснувшиеся законодательной базы в части улучшения условий ведения бизнеса в стране. Как сегодня эксперты оценивают состояние рынка ритейла, какие тенденции становятся наиболее актуальными в обновленных условиях, в интервью «Капитал.kz» рассказал Эрик Рейнолдс, имеющий большой опыт анализа розничной торговли. В настоящее время г-н Рейнолдс является руководителем комиссии по контролю за деятельностью проекта «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции». Ранее он возглавлял компанию, оказывающую консалтинговые услуги ТОО «Эрик Рейнолдс».
– Как Вы оцениваете современную ситуацию на рынке ритейла в Казахстане?
– Прежде всего, позвольте отметить, что я могу лишь высказать свою оценку и дать свои рекомендации относительно ритейла в Казахстане. Недавно мне пришлось «взглядом профессионала» оценить большую часть главных торговых центров Алматы и Астаны. Некоторые факты из работы торговых центров Казахстана полностью разочаровали меня, но были и те, которые оставили неоднозначное мнение о них. К примеру, мне понравилось дизайнерское исполнение торгового пространства, но при этом я был обескуражен позиционированием рыночного «комплекса» (marketing mix), состоящего из продукта, системы его распространения, рекламы и цены. Показатель Мarketing mix используется для улучшения обслуживания потребителей. Большим минусом казахстанских торговых центров является недостаток пространства для различных услуг, таких как банки, прачечные, почтовые отделения и другие, а также качественного комплекса кафе и ресторанов и других мест для отдыха и развлечений.
– Исходя из опыта Вашей компании, каковы особенности создания, раскрутки и развития ритейл-бизнеса в нашей республике? Какая маркетинговая стратегия наиболее приемлема для Казахстана, на Ваш взгляд?
– По моему мнению, розничные сети Казахстана недостаточно развиты. Розничный торговец должен находиться именно в том месте, где другая розничная торговля сильна и где скапливается много людей. Поэтому вопрос о месторасположении плохо проработан в казахстанских розничных сетях. Существует множество методик и способов по определению наилучшего места для бренда.
– Какую форму открытия собственного бизнеса в современном Казахстане Вы считаете наиболее приемлемой (создание нового собственного бренди или покупка франшизы)?
– Я полагаю, что в ближайшем будущем много новых иностранных франшиз придут в Казахстан. Есть много иностранных компаний, готовых работать на казахстанском рынке, но им не хватает опыта ведения бизнеса в РК. В связи с этим партнерство местных и иностранных участников имеет больший шанс на успех, поскольку это впоследствии приведет к многонациональным концепциям. А данная тенденция откроет дверь новым экспортерам.
В принципе для казахстанских предпринимателей лучше всего открыть свою собственную компанию. При этом важно детально разработать и зарегистрировать авторские права на бренд, ведь в дальнейшем именно он станет активом компании, который имеет реальную рыночную стоимость.
– Как, по Вашему мнению, изменится ситуация для казахстанских игроков на рынке ритейла в свете начала работы Таможенного союза? Насколько актуальным станет вопрос слияний и поглощений на рынке ритейла? Да/нет, почему?
– Безусловно, многие тарифы и стандарты станут единообразными между странами-участницами, что должно облегчить импорт и экспорт товаров между ними. С другой стороны, существует возможность сделать товары стран третьей стороны менее конкурентоспособными с учетом статуса предпочтения стран Союза. Держатели франшиз вне Союза должны осторожно отслеживать ситуацию на рынках Таможенного союза с тем, чтобы без потерь управлять своей логистикой. Способ, которым импортеры и экспортеры справляются с этими переменами в других таможенных союзах, состоит в том, чтобы нарастить свои операции через страны ТС и найти лучшие пункты ввоза/вывоза для работы с другими странами вне союза.
Представляется, что такие товары как морепродукты, молочные продукты, и, возможно, даже фрукты и овощи будут конкурировать с местными и соседними продуктами на полках супермаркетов. Это будет означать большее разнообразие таких товаров в супермаркетах, но транспортные расходы на такие продукты все еще высоки, так что ожидания по поводу снижения цен на эти группы товаров могут и не оправдаться.
Исследование рынка товаров, производящихся в России или Беларуси, является еще одним немаловажным аспектом при работе Таможенного союза, так как им придется конкурировать с хорошо известными производителями из Кореи или Китая и другими традиционными поставщиками на рынок Казахстана. Ваша страна должна инвестировать в очень крупные центры логистики вблизи Алматы. Немаловажно и то, что сеть между странами-участницами ТС должна быть построена таким образом, чтобы экспортер имел возможность пройти таможню где угодно и когда угодно в зависимости от типа декларации.
– Какие конкурентоспособные товары Казахстан может предложить в рамках Таможенного союза для рынков России и Беларуси?
– В большей степени розничные товары, продукты горнодобывающей промышленности и нефтепереработки будут доминировать в экспорте Казахстана, но гармонизация стандартов, особенно для продовольственных продуктов, зерна и других сельхозпродуктов, приведет к масштабному росту экспорта. И опять же казахстанские экспортеры должны стремиться продать более рафинированный продукт (уже переработанный), чтобы получить добавленную стоимость.
– Насколько современный казахстанский рынок ритейла может быть привлекателен для инвестиций? На Ваш взгляд, в какую сферу данного рынка наиболее вероятны инвестиции в ближайший год?
– Рынок розничной торговли в Казахстане находится под господством высокой стоимости недвижимости. Инвестирование в недвижимость разумно лишь в долговременной перспективе, в связи с последними кризисными ситуациями в мировой экономике. Я полагаю, что рынок недвижимости станет более стабильным, если владельцев жилья станет больше, поскольку рынок будет меньше под влиянием спекулянтов. Будет замечательно увидеть больше предложений в крупных торговых центрах для розничных торговцев, но это также должно означать улучшение торговых центров с учетом особенностей реализуемого конечного продукта. Ведь если один из арендаторов или владельцев не вписывается в «общую картину» центра, то это поставит в невыгодное положение других арендаторов.
– Каковы тенденции развития рынка ритейла в Казахстане в ближнесрочной и долгосрочной перспективе?
– Я считаю, что рынок продолжает развиваться и улучшаться. Большинство продавцов пытается улучшить качество предоставляемых ими услуг, будь то на базаре, на углу улицы или в торговом центре. Значительные перемены, вероятно, настанут, когда улучшатся средства связи в РК, такие как интернет. Но Казахстан – это большая страна и такие перемены занимают длительный срок времени. Розничные торговцы и оптовики уже используют полный диапазон интернета для поставок, но не так много для продаж. Продажи по каталогу также медленно развиваются в РК по сравнению с большинством стран мира, но если какой-либо крупный мировой игрок придет на рынок с хорошим обслуживанием, то можно ожидать быстрого расширения этого сектора.
На мой взгляд, можно также отметить развитие пунктов продажи за наличный расчет без доставки на дом (cash and carry outlets), где покупатели могут приобрести товары большими партиями, при этом существенно экономя деньги. Супермаркеты начинают заводить собственные cash and carry outlets, но пока их расположение не столь удобно. Это происходит сейчас, и такой тип торговли будет расширяться в каждом городе и районе Казахстана. Хотя данный вид торговли приемлем в основном лишь для продовольственных продуктов.
Следует отметить и тот факт, что покупатель в Казахстане становится все более влиятельным и требовательным, и его выбор является его прерогативой.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.