Выживет сильнейший

Зачем нужна дифференциация обменных пунктов, и каких последствий от нее ожидать?Решения о дифференциации и увеличении уставного...

Зачем нужна дифференциация обменных пунктов, и каких последствий от нее ожидать?

Решения о дифференциации и увеличении уставного капитала приняты в целях укрепления финансовой устойчивости и повышения эффективности работы юридических лиц, занимающихся операциями с иностранной валютой, с учетом роста объемов операций, совершаемых в обменных пунктах уполномоченных организаций. Об этом сообщила «Капитал.kz» Наталья Дюгай, директор Департамента платежного баланса и валютного регулирования Национального банка Казахстана.

Напомним, что с 1 апреля 2010 года вступили в силу требования Нацбанка РК по минимальному размеру капитала для владельцев обменных пунктов. Поэтому для таких уполномоченных организаций с местом нахождения в административных центрах областей, а также в городах Астана и Алматы минимальный размер уставного капитала должен составлять 5 млн. тенге вместо прежних 3 млн. тенге. Между тем, для уполномоченных организаций, расположенных в других городах и населенных пунктах, требования к минимальному размеру уставного капитала остались без изменений – в размере 3 млн. тенге. Также при открытии обменных пунктов в административных центрах областей и в городах Астана и Алматы их уставный капитал в денежной форме должен быть увеличен на 1 млн. тенге для каждого открываемого обменника. Тогда как для обменников в других населенных пунктах размер уставного капитала остался без изменений – он должен быть увеличен на 600 тысяч тенге для каждого дополнительно открываемого обменного пункта.

Считается, что обменные пункты стали настоящим символом 1990-ых, олицетворяя, с одной стороны, недоверие граждан теперь уже независимых республик к отечественной валюте, а с другой, – желание быстро заработать на простейшей операции. В те времена обмен валюты был самой криминализированной сферой: налоги с этих операций не платились, никто не гарантировал покупателю, что ему не подсунут фальшивую купюру. Однако времена меняются, и к пунктам обмена валюты предъявляются новые требования.

После вступления в силу постановления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой» в 2009 году был проведен анализ регионального распределения сети обменных пунктов. На основании его результатов, для того, чтобы не допустить закрытия обменных пунктов в сельской местности и приграничных регионах, Нацбанком было принято постановление правления «О минимальном размере уставного капитала юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой» (далее – постановление № 6), уже вступившее в силу. В соответствии с этим постановлением к увеличению минимального размера уставного капитала применен дифференцированный подход в зависимости от месторасположения уполномоченной организации и принадлежащих ей обменных пунктов.

Благодаря внесенным Нацбанком поправкам максимальная сумма уставного капитала уполномоченных организаций напрямую будет зависеть от количества обменных пунктов.

По словам г-жи Дюгай, при определении минимального размера уставного капитала, прежде всего, учитывалась средняя по республике величина затрат на ведение безубыточного бизнеса по обмену валюты, в том числе арендные платежи, расходы на техническую поддержку помещений, на охранную, тревожную и пожарную сигнализацию, выплату зарплаты персоналу, налогов, коммунальных платежей и так далее. «Таким образом, увеличение размера уставного капитала уполномоченных организаций отражает реальную на сегодняшний день картину о величине затрат, необходимых для ведения данного вида деятельности», – поясняет Наталья Дюгай.

Следует полагать, что вследствие увеличения уставного капитала количество обменных пунктов сократится, поскольку, по словам г-жи Дюгай, дальнейшее развитие рынка обмена наличной валюты предъявляет повышенные требования к уровню сервиса, предоставляемого банками и небанковскими организациями. Если ранее обмен валюты производился, в основном, по таким валютам, как доллар США и российские рубли, то в настоящее время спектр обмениваемых валют значительно расширился. К тому же, по ее замечанию, если в отношении банков существуют требования по обеспечению транспарентного учета и внедрению системы управления рисками, то в отношении уполномоченных организаций аналогичные требования отсутствуют.

По мнению директора Департамента платежного баланса и валютного регулирования Национального банка Казахстана, повышение требований к размеру уставного капитала позволит уполномоченным организациям, во-первых, направить определенную часть средств на улучшение качества услуг, в том числе на приобретение современного оборудования, необходимого для безопасного обмена валют, и адекватно покрыть риски, сопутствующие увеличивающемуся объему операций. Во-вторых, обеспечит необходимый уровень автоматизации учета операций, что позволит фискальным органам иметь более достоверные сведения о результатах деятельности уполномоченных организаций. «В конечном итоге ожидается оказание услуг населению на более высоком качественном уровне, а также улучшение качества учета обменных операций и повышение прозрачности деятельности уполномоченных организаций с учетом роста объемов совершаемых в обменных пунктах уполномоченных организаций операций с иностранной валютой», – считает г-жа Дюгай.

Между тем, параллельно с дифференциацией обменных пунктов в Казахстане, в России Центробанк хочет с 1 октября 2010 года ликвидировать все обменные пункты. Они должны будут стать полноценным банковским офисом, в противном случае Центробанк потребует их закрытия. Также будет запрещено открывать новые обменники. Этот шаг объясняется падением спроса на услуги обменников и низким качеством их работы. Однако эксперты считают это решение неоднозначным: да, с одной стороны, многие обменники действительно обманывают потребителей при перерасчете валют. С другой стороны, по мнению экспертов, резкое уменьшение конкуренции может привести к увеличению банковской комиссии при обмене валюты на 5-10%.

Возможно ли то, что Казахстан последует примеру России и Нацбанк запретит открывать обменные пункты? Наталья Дюгай полагает, что внедрением постановлений и дифференциацией обменных пунктов уже проведена работа по совершенствованию регулирования организованного рынка обмена валют. Цель работы – устранение риска возникновения дестабилизирующих факторов и подогрева девальвационных ожиданий. 

По ее мнению, на сегодняшний день ситуация на рынке обмена валют, благодаря вовремя предпринятым Национальным банком мерам, стабилизирована. «Вопрос о запрете обменных пунктов Нацбанком сейчас не рассматривается, и какие-либо изменения по этому поводу в валютном законодательстве не предусмотрены», – сообщила г-жа Дюгай. Как она заметила, Национальный банк исходит из того, что для обеспечения должного уровня конкуренции и качества услуг на этом рынке должно быть 3 сегмента: банковские обменные пункты, уполномоченные организации и отделения АО «Казпочта». 

Напомним, что по данным Национального банка, на 1 января 2010 года на территории Казахстана действовал 3061 обменный пункт, из них: преобладающее большинство – 1990 (65%) банковских обменных пунктов, 1033 (34%) обменных пунктов уполномоченных организаций и 38 (1%) обменных пунктов АО «Казпочта».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤