Ровные дороги – для тугого кошелька
Казахстанским автолюбителям стоит быть готовыми к появлению платных дорогСтроительство прямой автодороги от Алматы до озера Иссы...Казахстанским автолюбителям стоит быть готовыми к появлению платных дорог
Строительство прямой автодороги от Алматы до озера Иссык-Куль (Кыргызстан) будет начато примерно через пять лет. Новая трасса сократит время поездки в одно из самых любимых мест отдыха казахстанцев до трех часов.
Как сообщил «Капитал.kz» Амангельды Беков, заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, еще в 2007 году было разработано предварительное экономическое обоснование для строительства автомобильной дороги Алматы – Иссык-Куль. Сравнивали 3 варианта прохождения трассы: через село Михайловка, село Карабулак-Кемин (Быстровка) и село Кичи-Кемин. Наиболее оптимальным был определен маршрут через село Михайловка общей протяженностью 280 километров. Однако для реализации проекта необходима разработка более детального технико-экономического обоснования, после которого будет определен уже окончательный вариант местоположения трассы.
Напомним, что Абельгази Кусаинов, министр транспорта и коммуникаций Казахстана, ранее заявлял, что вопрос о строительстве этой автодороги будет рассматриваться лишь после 2014 года. Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК подтвердил «Капитал.kz», что строительство дороги отложено как минимум на 5 лет. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в соответствии со стратегическим планом развития Казахстана до 2015 года намечено восстановить 6 основных транзитных коридоров и других дорог республиканского значения общей протяженностью 7 тысяч километров. Также уже начата реализация проекта реконструкции транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай», который требует значительных средств.
Ориентировочная стоимость строительства дороги до границы Кыргызстана – около 30 млрд. тенге, но проект планируется осуществить на концессионной основе. «Сегодня еще рано говорить о распределении доли финансирования строительства дороги Алматы – Иссык-Куль между Казахстаном и Кыргызстаном», – сообщает Амангельды Беков.
В ближайшем будущем министерство планирует перевести в первую техническую категорию (сделать скоростными) автодороги Щучинск – Кокшетау, Астана – Караганда, Алматы – Капшагай и участок автодороги от Хоргоса (граница с Китаем) до Кызылорды. Как рассказал «Капитал.kz» г-н Беков, в проектах реконструкции будут задействованы казахстанские компании. Например, на реконструкции участка Шучинск – Кокшетау автодороги Астана – Петропавловск протяженностью 40 километров с 4-хполосным движением уже задействована отечественная компания ТОО «Казахдорстрой».
Реализация проектов автодорог Астана – Караганда и Алматы – Капшагай будет осуществляться на концессионной основе. В настоящее время, по сообщению министерства, происходит выбор концессионера, подрядчики еще не определены.
Г-н Кусаинов подтвердил, что права жителей близлежащих к трассе населенных пунктов будут защищены. «Сегодня мы рассматриваем вариант взимания платы на платных магистралях только с грузового и коммерческого транспорта», – отметил он.
Как известно, Капшагай – один из двух населенных пунктов Казахстана, где разрешена деятельность игорных заведений (вторым таким местом в стране является курортная зона Боровое), и одновременно это популярное место отдыха. Соответственно, если автодорога от Алматы до Капшагая станет платной, это может вызвать общественный резонанс. В министерстве считают, что резонанс будет позитивным. «Учитывая, что реализация проекта обеспечит высокую комфортабельность и безопасность дорожного движения, введение платности не должно отражаться на посещаемости курортной и игорной зон», – считает г-н Беков. Решение сделать дорогу скоростной было принято из-за прогрессирующего развития города Алматы и ежегодного увеличения интенсивности транспортного потока в направлении Алматы – Капшагай, что, по мнению министерства, ставит под угрозу безопасность движения. Сейчас дорога находится в плохом состоянии. «Данный проект планируется реализовать на основе концессии с последующим введением платности», – подтверждает Амангельды Беков. Тем не менее, существует бесплатная альтернатива данному участку – дорога Алматы – Первомайск – Курты – Капшагай.
Г-н Кусаинов сообщил, что в преддверии Азиатских игр 2011 года, которые пройдут в Астане и Алматы, планируется провести в этом году ремонт дороги протяженностью 10 км в горах близ Алматы – на подъезде к турбазе Алматау. Реконструкция оценивается в 63,7 млн. тенге и будет производиться за счет средств республиканского бюджета. Акимат Алматинской области предложил правительству выделить дополнительно 4,2 млрд. тенге для ускорения строительства автодороги к лыжному и биатлонному стадиону.
В целом, по данным министра, ежегодно на автодорогах республиканского значения «ямочный» ремонт выполняется в среднем на площади до 1 млрд. кв. м, на эти цели выделяется около 3 млрд. тенге. В 2010 году на эксплуатацию магистралей республиканского значения выделено 20 млрд. тенге, за счет которых планируется выполнить 83 км капитального, 951 км среднего ремонта, 795 тыс. кв. м «ямочного» ремонта. То есть на ремонт дорог ежегодно выделяются достаточно крупные суммы денег, однако их состояние по-прежнему оставляет желать лучшего.
Есть надежда, что если дороги станут платными, их качество значительно улучшится. Но как к этому отнесутся автомобилисты, ведь сейчас у нас отсутствуют платные дороги. В Комитете автомобильных дорог МТК считают, что появление платных автодорог в Казахстане даст импульс развитию транспортной отрасли. Введение механизма концессии обусловлено, в первую очередь, заботой о республиканском бюджете при имеющейся острой необходимости в реконструкции аварийно-опасных участков и строительстве новых дорог для освобождения наиболее загруженных автотрасс.
Таким образом, реализация концессионных проектов обеспечивает снижение расходов государственного бюджета, привлечение новых технологий, рост протяженности дорог в хорошем состоянии, а для населения – более высокий уровень безопасности на автодорогах, экономию временных ресурсов.
Необходимо отметить, что по результатам предварительно проведенного опроса населения более 65% пользователей автодорог готовы оплачивать «свой проезд» при их более качественном обслуживании.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.