Более чем преждевременно
Кыргызстан желает поймать двух зайцев: быть в ВТО и ТС одномоментноЗаявления временного правительства Кыргызстана о желании всту...Кыргызстан желает поймать двух зайцев: быть в ВТО и ТС одномоментно
Заявления временного правительства Кыргызстана о желании вступления страны в Таможенный союз (ТС) являются, в первую очередь, простым популизмом, попыткой выдать желаемое за действительное. Такое мнение «Капитал.kz» высказал Александр Князев, директор бишкекского филиала Института стран СНГ.
Напомним, на прошлой неделе Алмазбек Атамбаев, первый заместитель главы временного правительства Кыргызстана, заявил о необходимости вступать в ТС. «Мы говорим, что готовы вступить в Таможенный союз, – сказал г-н Атамбаев, – иначе рост цен очень тяжело ударит по нашей экономике».
«Одним из изначальных, базовых препятствий для вступления Кыргызстана в ТС является даже не перманентно сверхкризисное состояние кыргызской экономики, лишь усугубленное последними апрельскими событиями, а членство Кыргызстана во Всемирной торговой организации (ВТО) с 1998 года на условиях максимальной открытости», – комментирует г-н Князев.
По его словам, еще в феврале президент России Дмитрий Медведев заявлял о том, что создание условий для функционирования Таможенного союза «не значит, что мы будем затягивать искусственно в Единое экономическое пространство (ЕЭП) Кыргызстан и Таджикистан, во-первых, потому что они не совсем к этому готовы, во-вторых, потому что у нас к некоторым из этих стран есть вопросы».
Те вопросы, которые имел в виду российский президент, относились к сфере политических двусторонних российско-кыргызских и российско-таджикских, соответственно, отношений, применительно к Кыргызстану частично сняты с повестки дня свержением режима Бакиева.
«Очевидна и экономическая зависимость большинства населения Кыргызстана от России, но не очевидны готовность и полномочность кыргызского руководства решать ряд проблем, прямо противоречащих участию в Таможенном союзе», – говорит Александр Князев.
Поставки нефтепродуктов по льготным ценам, действовавшим для стран-участниц ЕврАзЭС, для Кыргызстана прекращены постановлением Правительства России от 1 апреля, кроме того, неясна ситуация с ранее продолжавшимся годами реэкспортом этих нефтепродуктов и снабжением американской военной авиабазы в аэропорту «Манас».
По мнению Галины Нахманович, эксперта Института политических решений (ИПР), желание временного правительства Кыргызстана присоединиться к ТС отчасти связано, в первую очередь, с тем, что временное правительство горной республики в качестве главных своих стратегических союзников и партнеров видит Россию и Казахстан – членов ТС. «Однако, справедливости ради, следует отметить, что и при прежнем руководстве велись подобные разговоры, так, сам экс-президент Курманбек Бакиев в декабре 2009 года заявлял, что «Кыргызстан будет делать все, чтобы принять необходимые решения для вступления в это объединение», – комментирует г-жа Нахманович.
Стремление Кыргызстана в ТС объяснимо как с политической, так и экономической позиций. Основной предпосылкой вступления горной республики в ТС является членство страны в ЕврАзЭС.
«Кыргызстан невозможно рассматривать в отрыве от развития всего постсоветского пространства. И в этой связи, в отличие от европейской модели формирования Единого экономического и политического пространства, возможности развития ЕЭП в рамках ТС и интеграция в него для Кыргызстана вполне реальны и предсказуемы»,– поясняет Галина Нахманович.
Вместе с тем, эксперт ИПР отмечает, что в рамках применяемых единых таможенных ставок и других единых мер регулирования торговли ТС с третьими странами для Кыргызстана, который с 1998 года является членом ВТО, это означает необходимость унифицировать свое таможенное законодательство и таможенный тариф с единым тарифом ТС.
«Как член ВТО Кыргызстан несет определенные обязательства в рамках этой организации, и они могут не совпадать с требованиями ТС. Более того, условия, на которых Кыргызстан вступил в ВТО, позволяют странам, входящим в организацию, оспорить любой шаг Правительства Кыргызстана, направленный на стабилизацию внутриэкономической ситуации, – поясняет г-жа Нахманович. – По сути, если Кыргызстан и станет членом ТС, то наверняка не раньше, чем Россия, Беларусь и Казахстан войдут в ВТО».
По словам директора бишкекского филиала Института стран СНГ, одна из главных проблем вступления страны в ТС – реэкспорт китайских товаров на казахстанский и российский рынки. Для Кыргызстана это существенная статья доходов, тогда как условия ТС ее исключают.
Разговор о вступлении Кыргызстана в ТС очень преждевременный. В июне в стране состоится конституционный референдум, в октябре пройдут парламентские и президентские выборы. «Сейчас говорить о предпосылках вступления в ТС просто не актуально. Сейчас важно говорить о восстановлении всей экономической среды в Кыргызстане, начиная с открытия кыргызско-казахстанской границы, которая полностью закрыта с 7 апреля, что влечет за собой ежедневные убытки для обеих сторон и вводит экономику Кыргызстана в состояние коллапса»,– комментирует г-н Князев.
Так, фактически без работы остались кыргызские швейники, поскольку их предприятия не могут из-за закрытия границ отправлять свой товар в Россию, Казахстан и Узбекистан. Кроме того, крупнейший в Центральной Азии бишкекский оптовый рынок «Дородой» также лишен возможности нормально работать из-за срыва поставок товаров, которые скопились на кыргызско-казахстанской границе. На этом рынке работают 30 тыс. предпринимателей. Сложная ситуация складывается и на юге страны, где без работы сидят 15 тыс. предпринимателей оптового Карасуйского рынка, который в основном ориентирован на реализацию китайской продукции в Узбекистан. Тяжелые экономические проблемы испытывают фермерские хозяйства республики, так как они не имеют возможности реализовывать овощи в Россию и Казахстан.
Между тем, Казахстан уже оказал гуманитарную помощь Кыргызстану в виде 3 тыс. тонн ГСМ для проведения весенне-полевых работ. «Как страна, председательствующая в ОБСЕ, Казахстан принимает активное участие в содействии скорейшему выходу Кыргызстана из кризиса. Мы и далее будем оказывать необходимую гуманитарную и экономическую помощь», – об этом заявил Нурсултан Назарбаев, выступая на IX Евразийском медиафоруме во вторник в Алматы.
По словам эксперта ИПР, продолжается совместная работа Правительства Казахстана и временного правительства Кыргызстана для ускорения решения вопроса открытия границы. Кроме того, на уровне правительств решаются вопросы регулирования миграционного процесса и оказания необходимой поддержки трудовым мигрантам из Кыргызстана.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.