Игорь Черныш: «Вопрос надо решать на правительственном уровне»
Чаще любого другого из уст казахстанских поклонников спорта, высказывающихся касательно спортивных телетрансляций на отечественн...Чаще любого другого из уст казахстанских поклонников спорта, высказывающихся касательно спортивных телетрансляций на отечественном телевидении, слышатся мнения о том, что наши комментаторы не умеют говорить, операторы не умет снимать, режиссеры не умеют показывать, а продюсеры не умеют договариваться. Однако ведущийся об этом диалог в последние годы был столько же шумен, сколько и бесполезен – качество спортивного телевидения Казахстана очень неохотно отвечает критике. В преддверии зимних Азиатсих игр, которые, как известно, в начале следующего 2011 года пройдут в Астане и Алматы, эта тема стала особо актуальной. Причем в разговор о низком качестве подаваемого телематериала, который прежде поддерживался исключительно зрителями, вступили и чиновники, которых неожиданно заинтересовало то, что наша страна (уже через 9 месяцев) собирается транслировать на весь континент. О проблемах спортивного телевидения Казахстана в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» в начале этой недели рассказал режиссер дирекции информационных программ телеканала «Хабар» Игорь Черныш – наиболее опытный из спортивных телевизионщиков республики.
– Как называется твоя должность?
– Режиссер дирекции информационных программ телеканала «Хабар».
– А при чем здесь спорт?
– Ни при чем. Просто на «Хабаре» не существует дирекции спортивных программ. Поэтому спортом приходится заниматься информационной дирекции.
– Значит ли это, что спорт для тебя область жизни чуждая, работать в которой тебе приходится по принуждению?
– Нет. Я, на самом деле, хочу сосредоточиться на спортивных трансляциях. Но, видимо, казахстанское телевидение испытывает очень острый дефицит кадров. Поэтому приходится заниматься и тем, и другим, и третьим. Если честно, то на сегодняшний день в процентном отношении «спортивная» работа у меня отнимает не более 60% служебного времени, все остальное спорта не касается. Сегодня есть лишь несколько человек на телеканале «Хабар», которые сосредоточены на работе над спортивными программами – это очень небольшой коллектив. На всем канале работает только 4 оператора, которые умеют показывать спорт.
– В чем заключается твоя работа, например, на футбольном матче?
– Я слежу за работой всех снимающих игру камер. Принимаю решение, картинку какой из камер выводить в эфир, какая из камер должна снимать какой план. Например, кто-то из операторов должен ловить крупный план игрока, другая камера следит за перемещениями игрока, еще один оператор снимает общую картину игры. А я выбираю то, что в определенный момент видит зритель.
– Очень часто зрители говорят о качестве спортивного материала на казахстанском телевидении в негативном ключе, не стесняясь в выражениях, применяя зачастую ненормативную лексику. Их претензии обоснованы, на твой взгляд?
– Конечно. У нас ведь нет специалистов, у нас нет школы режиссеров. Я, например, учился в алматинской Академии театра и кино, на факультете режиссера телевидения. От того, что происходит на спортивных трансляциях, это было очень далеко – совсем разные вещи. Мой мастер-преподаватель был киношником, который не мог отличить «Спартак» от ЦСКА. Такую школу я получал.
– Как же ты попал на спортивные трансляции?
– Абсолютно случайно. В 2004 году, когда Казахстан вышел в УЕФА, наша национальная команда играла в отборочном турнире к чемпионату мира. И первыми к нам приехали украинцы. Тогда кроме футболистов сюда пожаловали и телевизионщики из компании «Поверхность». Режиссер из Украины Игорь Свиридов отвечал за трансляции из среднеазиатского региона. Но тогда он на свой страх и риск предложил мне самостоятельно режиссировать трансляцию – я согласился. В течение двух дней Игорь объяснял мне азы этой работы, так сказать – ликбез. И я просто старался следовать инструкциям. В принципе за такой короткий срок можно научиться теории этой работы, но главное в данном деле – практика. Помню, я очень сильно волновался – ведь тот матч транслировался на пол-Европы. Конечно, ошибки я допускал, но не могу сказать, что первый блин вышел комом. А набил руку я только через год.
– Ты стажировался на Украине. Расскажи об этом.
– Стажировался – это громко сказано. Я ездил к тому же Игорю Свиридову в Киев в 2006 году, когда украинцы играли с немцами. Я тогда посидел 40 минут на галерке в ПТС (передвижной телевизионной станции, – В.Л.). Близко к аппаратуре меня не подпускали, ведь ее арендовали за огромные деньги у бельгийцев. Вот и вся моя стажировка – без конспектов и учебников.
– Насколько казахстанские каналы заинтересованы в улучшении качества подаваемого материала? От этого зависит прибыль, или в нашей стране нет компаний, готовых платить за это?
– До последнего времени вообще не было видно, что казахстанское спортивное телевидение собирается развиваться. И только после того, как было принято решение о проведении в Алматы и Астане зимних Азиатских игр, и по мере приближения этого соревнования стали потихоньку задумываться о том, что мы будем транслировать на всю Азию. Вот только у меня есть опасение, что никаких концептуальных решений принято не будет, а как только Азиада останется в прошлом, об этом и вообще думать забудут.
– Как конкретно будет вестись работа по улучшению качества телетрансляций?
– Как мне известно, планируется в ближайшем будущем стажировка казахстанских спортивных телережиссеров в России. Но я не знаю, насколько эти планы конкретны.
– Высококвалифицированные телеоператоры, которые специализируются на спортивных трансляциях, в Казахстане есть?
– Конечно, их очень мало. Но про свою команду могу сказать хорошие слова. В течение последних шести лет я лично подбирал команду операторов. И у нас сложился крепкий коллектив, каждый член которого понимает, что от него требуется. Но, как бы мастеровиты не были операторы и режиссеры, очень трудно добиваться хорошего результата – хорошей картинки по телевизору, используя ту технику, которая у нас есть. Нам элементарно не хватает камер. На матчах чемпионата Казахстана по футболу в нашем распоряжении только четыре или пять объективов, при этом повтор может показывать лишь одна камера. На международных матчах мы показываем футбол восемью камерами и с четырьмя повторами. В то же время на матчах чемпионата мира по футболу 2006 года в Германии работало 56 камер с 20-ю повторами. А в Казахстане не всегда присутствует на экране даже графическое отображение времени матча и счета – и это опять же вызвано недостаточной технической базой.
– Что нужно сделать, чтобы казахстанский футбольный чемпионат показывался в нашей стране так же, как в России транслируют местное футбольное первенство?
– Ну, надо честно сказать, что сегодня мы по качеству уступаем россиянам на 2-3 порядка. Решающее значение здесь имеет количество работающих камер. На матчах чемпионата России работает более 10 камер, а для нас 8 камер – это максимальный предел, потому что наша ПТС имеет лишь 8 каналов. Еще одна проблема – нехватка камер и людей. Нам нужна новая станция с 20-ю каналами. Футбольные стадионы в нашей стране абсолютно не приспособлены для работы телевизионщиков. «Астана-арена» – это первый стадион в Казахстане, «заточенный» для максимально комфортной и качественной работы телевизионщиков.
– 6 июня 2009 года матч Казахстан – Англия транслировался на всю Европу и на высоком уровне…
– Да. Сюда приехали телевизионщики каналов «Евроспорт» и английского «Скай Спорт». Они привезли свое оборудование – ПТС и камеры. Тот матч снимался 12 объективами. Кстати, судя по тому, сколько кабелей свисало с трибун во время трансляций, можно было судить о том, что для такой масштабной работы стадион в Алматы действительно не приспособлен. Сейчас я жду окончания реконструкции и надеюсь, что это положение дел изменится в лучшую сторону.
– Сколько стоит ПТС с 20-ю каналами?
– 3 000 000 евро. Насколько мне известно, ни у одного из казахстанских телеканалов даже годовая прибыль не составляет такую сумму. Можно арендовать ПТС у иностранцев, но и это тоже недешево – около миллиона долларов. Поэтому данный вопрос надо решать на правительственном уровне.
– Да, но россияне, насколько мне известно, решили это без правительства…
– Россия – это другое государство. И, видимо, там многие богатые люди хотят видеть по телевизору качественные спортивные трансляции, и могут это себе позволить. И, кроме того, никто ведь не задумывается о том, что качество спортивных трансляций отвечает интересу со стороны болельщиков. А этот интерес, в свою очередь, прямо пропорционален уровню развития того или иного вида спорта. Российский чемпионат смотрят во многих странах Европы. А кто будет смотреть игры казахстанской премьер-лиги, даже если мы будем показывать их 20-ю камерами? Даже сами казахстанцы предпочитают местному чемпионату зарубежные первенства.
– Если сравнивать финансовые возможности казахстанских и российских телеканалов, какую пропорцию придется назвать?
– 1/5. Кстати, это еще одна очень важная сторона вопроса. Если человеку хорошо платят, он и работает хорошо. А что вы хотите от режиссера или комментатора, если он получает 3 000 тенге за одну трансляцию с футбольного матча? Оператор при этом не имеет никакого гонорара.
– Сколько футбольных матчей с каждого тура футбольного чемпионата Казахстана показывает наше телевидение?
– 1 матч транслируется по «Хабару» и 1 – по «Казахстану». И мы стараемся показывать игры в прямом эфире. По нашему каналу 90% футбольных матчей транслируются «напрямую».
– Антенна, которая расположена возле ПТС и передает сигнал со стадиона, имеет очень сильное радиоактивное излучение. У тебя на этой почве не возникало проблем со здоровьем?
– К счастью, нет. Конечно, если вплотную встать к этой «тарелке», эффект будет такой же, как если бы я засунул голову в микроволновую печь. А если отойти от антенны на два метра – она совершенно безвредна. Чаще у режиссеров страдают глаза из-за большого количества мониторов. В шутку я говорю, что моя профессия по опасности для здоровья занимает второе место после космонавтов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.