В чем измеряется эффективность чиновника
Карим Масимов дал ряд поручений правительствуСрочные меры по повышению эффективности государственных расходов поручил принять Ми...Карим Масимов дал ряд поручений правительству
Срочные меры по повышению эффективности государственных расходов поручил принять Минфину премьер-министр Казахстана Карим Масимов. На первом этапе работы, по мнению главы правительства, нужно «провести тщательный анализ затрат республиканского бюджета, их необходимости, обоснованности и результативности». «Необходимо провести комплексную оценку соответствия получаемых результатов и затрачиваемых бюджетных средств. Конечной целью должно стать повышение эффективности бюджетных расходов», – сказал премьер-министр. Об организации работы в данном направлении Минфин должен сообщить до 20 мая.
Несмотря на обозначенную первостепенность столь благородного дела, как подсчет соответствия затрат и результатов работы чиновников, эксперты подчеркивают, что оперативность в процессе реализации задач по повышению эффективности государственных расходов вызывает сомнения ввиду необходимости комплексного подхода к решению этого вопроса. «В стране давно назрела необходимость создания системы контроля за эффективностью расходов госсредств», – считает экономист Бейсенбек Зиябеков. Решение эксперт видит в создании соответствующих институтов, разработке законодательной базы, расширении полномочий счетного комитета. При этом он рекомендует принять во внимание опыт России, где счетному комитету предоставлены гораздо более широкие полномочия, и даже опыт Советского Союза, в котором, по мнению специалиста, существовал и эффективно действовал механизм контроля использования госсредств. Кроме того, эксперт выделяет необходимость работы с кадрами на местах для решения задачи, обозначенной главой правительства.
Азат Перуашев, председатель Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», отметил, что «до сих пор мы не были избалованы эффективностью работы госорганов», но ведь ключевой момент в данном вопросе – это государственный аппарат. Г-н Перуашев считает вполне возможным и необходимым сокращение расходов государственных структур, не имея при этом в виду работников бюджетной сферы, таких как врачи, учителя и т.д. «Я говорю о государственных управленцах и чиновниках, в результате деятельности которых порой создается ощущение, что они сами себе выдумывают работу, усложняя различными способами жизнь бизнесменов и предпринимателей, заставляя бегать их на полусогнутых ногах и не давая зарабатывать и соответственно платить налоги. В идеале нужно сократить значительную часть аппарата и отправить их работать в частный бизнес, чтобы они изнутри знали ситуацию», – подчеркнул Азат Перуашев.
Между тем, по словам г-на Масимова, «мы находимся сейчас на выходе из кризиса, движемся в соответствии с той программой, которую определил Глава государства». Поэтому устойчивость бюджетного процесса должна стоять на первом месте. «Мы можем тратить денег столько, сколько у нас есть доходов и не больше, какого бы популистского давления на нас не было», – отметил Карим Масимов на заседании правительства. В качестве примера, когда недостаточное внимание уделялось стабильности бюджетного процесса, премьер-министр привел сложившуюся в настоящее время трудную экономическую ситуацию в Греции. Премьер подчеркнул, что устойчивость бюджетного процесса возможна «только при правильной организации работы каждого министерства и ведомства».
На заседании правительства была рассмотрена и результативность работы госаппарата на примере мер, реализованных в 2009 году в рамках административной реформы, проводимой с 2007 года, когда 13 января был принят Указ Президента РК «О мерах по модернизации системы государственного управления Республики Казахстан». В числе мероприятий, реализованных в 2009 году: План мероприятий по реализации Концепции по внедрению системы государственного планирования и бюджета, ориентированных на результаты; новый Бюджетный кодекс; Стратегические планы государственных органов на трехлетний период; бюджетирование, ориентированное на результат (БОР); Меморандумы между главой правительства и руководителями центральных госорганов, подтверждающие намерения руководителя госоргана обеспечить достижение поставленных в стратегическом плане целей. На основе вышеперечисленных документов впервые был принят трехлетний бюджет на 2009-2011 годы.
Внедрение принципов стратегического планирования позволило госорганам достичь определенных результатов в своей работе, однако были выявлены и недостатки, на которые указал премьер-министр. По поводу работы в данном направлении в 2010 году глава правительства заявил, что «нам нужно очень четко понимать: куда мы движемся и где у нас есть проблемы для того, чтобы дальше более целенаправленно двигаться».
В связи с этим он дал целый ряд конкретных поручений. Так, министерству финансов в срок до 1 июня поручено провести анализ формирования бюджетных программ, их содержания, обоснованности с учетом внедрения бюджетирования, ориентированного на результаты. министерству экономического развития и торговли в срок до 15 июня предстоит разработать и утвердить механизм подтверждения госорганами отчетных данных по достижению целевых индикаторов и показателей задач стратегического плана. Министерству экономического развития и торговли совместно с министерством финансов в срок до 1 октября следует разработать систему комплексной оценки реализации стратегических планов, меморандумов и бюджетных программ. Результаты оценки должны использоваться в очередном бюджетном цикле. Министерству экономического развития и торговли в срок до 20 мая главой правительства поручено подготовить требования к разработке, содержанию и оценке меморандумов, заключаемых между первыми руководителями госорганов и премьер-министром.
Еще одно указание со стороны главы правительства было дано своему первому заместителю Умирзаку Шукееву, а именно – создать оперативную группу с вовлечением, в первую очередь, министров экономического развития и торговли, сельского хозяйства по проработке вопроса необоснованного роста цен на отдельные наименования продуктов. По данным Таможенного комитета Минфина, накрутка на импортные фрукты, овощи и прочие продукты питания порой достигает 300%. «К сожалению, мы видим, что цены на некоторые продукты питания имеют тенденцию к росту. Мне кажется, что некоторая расслабленность сейчас присутствует и у местных властей на местах, и у наших коллег-министров. Мы с этим успешно и в кризисный период боролись и находили правильные решения», – отметил Карим Масимов.
По данным Агентства РК по статистике, инфляция в Казахстане в апреле составила 0,7%. Цены на продовольственные товары в апреле выросли на 1%, на непродовольственные товары – на 0,4%, платные услуги – на 0,4%. По сравнению с показателями апреля 2009 года продовольственные товары подорожали на 5,3%, непродовольственные – на 6,3%, платные услуги – на 10,2%. На рынке продовольственных товаров в прошедшем месяце повышение цен отмечено на плодоовощную продукцию на 3,5%, яйца – на 2,7%, чай – на 2,2%, кондитерские изделия – на 1,6%, мясопродукты – на 1,4%, сахар – на 1,1%. При этом снижение цен зафиксировано на муку на 1,7%, молоко свежее – на 1,3%, макаронные изделия – на 0,9%, рис – на 0,8%, крупы – на 0,4%. Рост показали и цены на цемент на 1,7%, на табачные изделия – на 1,2%, на фармацевтические препараты – на 0,8%, на товары личной гигиены – на 0,6%. Рынок услуг также подорожал. Прирост цен на услуги здравоохранения составил 1,5%, ресторанов и гостиниц – 1%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – 0,8%, культуры – 0,7%. Соответственно и величина прожиточного минимума увеличилась по сравнению с мартом 2010 года на 1,4%, с апрелем 2009 года – на 4,2%.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.