Пересаживаемся на поезда?
Стоимость авиабилетов по европейским маршрутам может увеличитьсяНа прошлой неделе выяснилось, что страны ЕС оказались чересчур о...Стоимость авиабилетов по европейским маршрутам может увеличиться
На прошлой неделе выяснилось, что страны ЕС оказались чересчур осторожными – полеты можно было не отменять. Согласно опубликованному докладу британского Центра исследований в сфере экономики и бизнеса, в общей сложности извержение вулкана Эйяфьятлайокудль обошлось мировой экономике в $2 млрд., причем 2/3 затрат понесли авиаперевозчики. Если также учесть стремительный рост цен на нефть и, следовательно, на авиационное топливо, то, по мнению авторов исследования, убытки от извержения приблизятся к сумме в $2,7 млрд. Естественно, авиакомпании потребовали компенсации от руководства Евросоюза.
Напомним, что 14 апреля исландский вулкан выбросил в атмосферу облако пепла, заставив европейские страны закрыть свое воздушное пространство из-за опасения, что пепел забьется в двигатели самолетов, что чревато катастрофой. Правда, авиакомпании протестовали и утверждали, что наличие пепла в воздухе не угрожает безопасности пассажиров на большей части европейского пространства. В результате было отменено более 100 тыс. авиарейсов, до места назначения вовремя не добрались примерно 7 млн. человек.
По прогнозам Kelkoo, компании, отслеживающей колебания цен на европейском рынке, в 2010 году стоимость авиабилетов на европейские маршруты увеличится на 5,2%, а в 2011 году – еще на 11,5%. Причем цены начнут расти в ближайшие 2 месяца. По мнению Брюса Фейра, исполнительного директора Kelkoo, в Великобритании авиаперевозчики просто не смогут не переложить понесенные убытки на своих клиентов. Но не стоит все сваливать только на вулкан. Рост цен на топливо, сезонные колебания спроса, которые связаны с началом летнего сезона, являются более весомыми поводами для увеличения цен против убытков, понесенных от извержения вулкана.
В ближайшем будущем в стоимость авиабилетов на перелеты в страны ЕС будет входить даже покупка квоты на выброс парниковых газов в атмосферу. В список компаний, которые будут покупать данные квоты с начала 2012 года, вошли 30 авиакомпаний Республики Казахстан. Из них единственным перевозчиком, имеющим разрешение летать в страны Евросоюза, является «Эйр Астана», цены на топливо у этой авиакомпании могут вырасти на 13% по сравнению с текущими тарифами, в связи с покупкой квот на выбросы в атмосферу.
Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристической ассоциации и КАГиР, считает маловероятным серьезное падение спроса на туристические авиаперевозки из-за прогнозируемого повышения их стоимости. «Альтернатив авиаперелетам не так уж и много. Ведь это, прежде всего, экономия времени. Все понимают, что, теряя деньги на авиабилетах, они приобретают нечто более ценное. Но официально какой-либо информации о серьезном повышении цен нет», - отмечает она.
Подорожание билетов может стать еще одним аргументом в пользу начала масштабного судебного разбирательства в Европе, о котором эксперты говорили еще во время транспортного коллапса. По мнению авиакомпаний, они имеют полное право потребовать восполнение убытков от европейских властей. Пассажиры, в свою очередь, считают, что за их неудобства во время транспортного коллапса должны платить авиакомпании. «Если представители бизнеса возбудят коллективный иск против авиакомпаний, те, в свою очередь, подадут иски против властей, чтобы снять с себя груз ответственности», – заявил изданию The Daily Telegraph Стивен Аламбритис, эксперт британской Федерации малого бизнеса. По словам Джеффа Зиндани, аналитика компании Forum Law, «согласно последним прогнозам, в ближайшее время может возникнуть настоящая волна судебных исков, которые направят против властей ЕС авиакомпании и предприятия, зависимые от международных воздушных перевозок».
Авиакомпании, действующие на рынке страны и совершающие рейсы в европейские страны (AirAstana, bmi, Asiana Airlines), пока не сообщили о каком-либо (кроме сезонного) повышении цен на билеты. Казахстанская туристическая ассоциация также еще не располагает официальной информацией о повышении цен на авиабилеты в страны Европы. Однако если прогнозы сбудутся и вырастет стоимость билетов, это отразится на работе туристических агентств. К сожалению, туристические компании будут не в силах что-либо предпринять относительно авиаперевозок. «В тех местах, где есть хорошая разветвленная сеть автомагистралей и железных дорог, – другой вид транспорта получит более широкое распространение и популярность. Например, внутри Европы огромным спросом пользуются туры на поездах», – рассказала г-жа Шайкенова. Она считает, что такие европейские и азиатские туры могут вызвать интерес у казахстанских туристов. Однако внимания удостоятся лишь те железнодорожные компании-перевозчики, у которых в арсенале есть поезда с великолепными вагонами и прекрасным сервисом.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.