Стратегия – не панацея
Нужен ли компании долгосрочный план развитияМиссия, стратегия и долгосрочный план обязательно нужны каждой заботящейся о своем б...Нужен ли компании долгосрочный план развития
Миссия, стратегия и долгосрочный план обязательно нужны каждой заботящейся о своем будущем компании. Более того, они важны для каждого компетентного специалиста. Об этом «Капитал.kz» рассказала Виктория Дмитриева, директор консалтинговой компании Uniqcon. «Сказать о том, преуспевающая ли компания, можно на основании соблюдения стратегии и достижения поставленных планов – за годы и тактических планов – за недели. Миссия и стратегия становятся основой функционирования всех сфер управления бизнесом: финансы, персонал, ресурсы, маркетинг и продажи. Разработка стратегии и дальнейшее ее применение в действующей компании – это период глубокого переосмысления пройденного пути, достигнутых и желаемых результатов и, особенно, способов их достижения», – считает она.
«Для того чтобы разработать стратегию, надо представить компанию через какой-то промежуток времени, то есть нарисовать образ ее будущего или «видение». Тогда будет легче сформулировать то, что нужно сделать, чтобы достичь этого образа. А это и есть стратегия»,– считает г-н Антипов, директор консалтинговой компании Tenir-Project.
Чем сложнее бизнес, чем крупнее компания, чем больше в ее составе подразделений, тем нужнее такая стратегия.
Необходимость данного комплекса мер, по мнению Виталия Терентьева, генерального директора информационного Job-портала HeadHunter.COM.KZ, можно оспаривать достаточно долго, но факт в том, что маркетинговая стратегия нужна не как дань моде, а как эффективно работающая часть общего плана развития компании. «Маркетинговая стратегия – это элемент общей стратегии компании, который описывает, как компания должна использовать свои ресурсы для достижения максимального результата в увеличении продаж и доходности от продаж в долгосрочной перспективе. В общем и целом, если об этом не задумываетесь вы, то, по большей части, об этом задумаются ваши конкуренты», – говорит он.
По мнению г-на Антипова, чем выше должность, тем выше уровень и долгосрочность принятых решений. «Это нормально. Рядовой сотрудник на своем уровне принимает многочисленные решения, в основном тактического характера. Руководитель должен знать о действиях своих подчиненных, следить за их непротиворечивостью и направленностью на достижение общих целей. Вот как раз такой подход, как сбалансированная система показателей и позволяет отслеживать и измерять, насколько действия сотрудников на разных уровнях управления и из разных функциональных областей системы управления согласованы с общими стратегическими целями компании», – говорит он.
У компаний, имеющих стратегию развития, есть большие шансы добиться успеха. Однако стратегия – не панацея. По словам Салтанат Абильтаевой, генерального директора агентства Optimum Consulting Services, не все и не каждый готовы к изменениям внутри себя и на том предприятии, на котором работают. «Если в компании степень внутреннего напряжения организационным перестройкам, которые предполагает стратегия, высока, если адаптация происходит болезненно, то такие преобразования могут вообще расстроить функционирование компании», – считает она. Как писал гуру стратегического менеджмента Майкл Портер, самая главная ошибка большинства компаний – неумение расставить приоритеты между тактикой и стратегией. Тактические конкурентные войны развиваются по принципу: «быстрее, выше, сильнее!». Причем делается это теми же сотрудниками, которые продают тот же продукт, через те же каналы и теми же методами. По мнению Салтанат Абильтаевой, конкурентная борьба на уровне стратегии находится в другом измерении: умнее, изобретательнее, оригинальнее! В этом случае очень много зависит от профессионализма и нестандартности топ-менеджмента. Компании, которые характеризует реактивный, реакционный стиль ведения бизнеса, надеются на случайный успех, не системны и не структурированы. В противовес таким компаниям существуют другие, стремящиеся занять конкурентную рыночную позицию, сражаться на главной арене наравне с ключевыми игроками.
Бизнес-стратегия должна ответить на главный вопрос: как именно должна действовать компания на рынке, чтобы достичь своих маркетинговых целей? С одной стороны, стратегия должна быть подчинена целям, с другой стороны, в ходе разработки стратегии цели могут, и даже должны уточняться. В бизнес-среде существуют менеджеры-стратеги (оппортунисты) и менеджеры-тактики. Первые делают то, что выгодно в краткосрочной перспективе, теряя долгосрочный фокус. Стратеги, в свою очередь, жертвуют сиюминутной выгодой ради достижения долгосрочных стратегических целей. «Менеджеры-стратеги и менеджеры-тактики – два важных составляющих звена человеческих ресурсов, полноценно друг друга дополняющих, как инь и ян, как день и ночь. Не терять долгосрочный фокус и не жертвовать сиюминутной выгодой помогает тесное сотрудничество этих двух звеньев», – комментирует Виктория Дмитриева.
Для построения успешного бизнеса важны стратегия и тактика как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. «Не определив вектора развития, крайне сложно говорить о самом движении к цели, поскольку она не определена. И наоборот. Имея направление, но не имея тактики для достижения желаемых результатов, вряд ли представляется возможным достичь ожидаемого горизонта», – подчеркивает Виталий Терентьев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.