Гульнара Сарсенова: «Казахстану просто необходимо выходить из «своей юрты»
В настоящее время, пожалуй, основным развлечением большинства людей является кино. Трудно найти какой-либо аналог киноиндустрии...В настоящее время, пожалуй, основным развлечением большинства людей является кино. Трудно найти какой-либо аналог киноиндустрии по масштабам обсуждаемости, востребованности и популярности. Влиятельные политики на высоком уровне обсуждают идеологическую составляющую фильмов и престиж страны в области производства кинопродуктов. Казахстан не обошла эта общемировая тенденция. Сейчас казахстанский кинематограф открывается для всего остального мира. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказала известный казахстанский продюсер, генеральный директор Eurasia Film Production Гульнара Сарсенова.
– Что среди казахстанцев пользуется наибольшим спросом на отечественном кинорынке (боевики, мелодрамы, фэнтази и т.д.)?
– На первом месте на кинорынке Казахстана находятся фильмы ужасов. Ужасы в кино – это самый окупаемый жанр. Адреналиновое, или кислотное, кино дает зрителю «гормон страха», оно играет на самых низших уровнях человеческого сознания. На мой взгляд, такое кино – это одурманивание мозгов, хотя, безусловно, оно имеет право на существование. Мне даже присылали несколько подобных сценариев, но я от всех отказалась, поскольку считаю, что есть возможность снимать и более лучшее кино.
После ужасов по популярности находятся фильмы в жанре фэнтази. Молодое поколение, которое является основным потребителем кино в Казахстане, воспитано на компьютерных играх. Им нравятся фильмы, где стерта грань между игрой и самим фильмом. Примером этому может служить одна из последних премьер «Аватар». Сейчас на мировой кинорынок массивно внедряется интерактивное кино, где каждый может почувствовать себя сопричастным как к фильму, так и к его созданию. В подобных картинах присутствует вариабельность, и зритель может создать свой собственный сюжет. В то же время, на мой взгляд, подобные фильмы отвлекают молодые умы, так как наша с вами реальность намного интереснее, она гораздо больше захватывает, чем придуманный кем-то мир. Компьютеризация кино, конечно, неизбежна, и развитие технологий не остановить, но ведь человек тем и отличается от машины, что у него есть душа. Именно об этом и стоит, я считаю, снимать кино.
На третьем месте по популярности находятся боевики, после комедии и на последнем месте, к сожалению, мелодрамы. Такая градация потребительского спроса свойственна не только отечественному кинорынку, но и общемировой киноиндустрии.
– Какова доля рынка казахстанского кино и сериалов в данном сегменте на сегодняшний день?
– Доля весьма и весьма мала, она составляет порядка 3-7%.
– Какие существуют проблемы в рамках кинорынка Казахстана?
– Главной нашей проблемой является малочисленность населения. На территории РК, которая вмещает 5 франций, проживает всего 16 млн. человек. В Казахстане для того, чтобы снимать рентабельное кино и показывать его только на отечественном кинорынке, необходимо, чтобы бюджет картины не превышал $450-470 тыс. Для современного кинопроизводства – это очень маленький бюджет, но только при таких затратах и 80-100% посещаемости дееспособным населением РК кинотеатров фильм может окупить свои затраты и принести прибыль. При этом подобный бюджет не позволит фильму быть конкурентоспособным даже среди российского кино, не говоря уже о голливудских блокбастерах.
В настоящий момент в республике снимается около 30 фильмов со средним бюджетом от $1 до 3 млн., поэтому основная задача кинопроизводителей – попытаться «отбить» свои деньги в прокате.
– Что необходимо сделать для улучшения ситуации на кинорынке?
– По моему мнению, сейчас «Казахфильм» пошел по очень правильному пути. А именно – он стал производить совместные фильмы с другими государствами, где снимаются актеры нескольких стран. В этом случае фильм будет интересен зрителям уже нескольких государств, то есть он будет повышать свои шансы на окупаемость. Выбирается наиболее космополитичный сценарий на вечные темы: любви, предательства, дружбы и так далее.
Необходимо создавать фильмы, к примеру, совместно с нашим ближайшим соседом – Россией, ведь нас связывает не только общая граница, но и историческое прошлое, и менталитет. Все это позволяет нам рассчитывать не только на казахстанского, но и на российского зрителя.
Помимо стран бывшего Советского Союза, Казахстан в киноинустрии тесно завязывает отношения с тюркоязычными государствами. К примеру, на данный момент запущено несколько проектов совместно с Турцией. Казахстану просто необходимо выходить из «своей юрты».
– Насколько казахстанское кино и сериалы являются конкурентоспособными в сравнении с российскими и зарубежными продуктами?
– Здесь необходимо разделить фестивальное и коммерческое кино. Казахстанское фестивальное, или арт-хаусное кино весьма успешно и востребовано, тогда как коммерческое кино, которое показывают в кинотеатрах, находится на самой низкой ступени своего развития. В то же время все усилия частных продюсеров и государственных компаний нацелены на то, чтобы отечественный кинопродукт стал как можно более конкурентоспособен и востребован.
– Есть ли примеры успешного выхода казахстанского продукта на зарубежный рынок?
– Пожалуй, единственным примером успешного коммерческого продукта является опять– таки совместный российско-казахстанский проект «Монгол». На данный момент этот фильм собрал в прокате свыше $30 млн. при бюджете в $14 млн. Хотя при этом прибыли его создателям он пока не приносит.
– Какие маркетинговые шаги необходимо делать для успешного продвижения нашего продукта на новом рынке?
– Для начала необходимо определиться, с какой целью вы создаете тот или иной фильм, и уже от этого будут зависеть ваши дальнейшие действия. Безусловно, я, как бизнесмен с большим стажем, всегда ищу коммерчески выгодные проекты, но в то же время с высоким художественным уровнем. Немаловажным является и посещение различных фестивалей и конкурсов, где можно перенять опыт, обменяться мнениями и отследить последние тенденции в киноиндустрии.
Очень интересен и такой маркетинговый прием как использование фокус-групп. Меня, как продюсера, очень радует, что наши отечественные кинокомпании потихоньку стали пользоваться подобным весьма эффективным инструментом, позволяющим отследить реакцию зрителей на ваш продукт.
– Какие изменения произошли за последний год в киноиндустрии Казахстана?
– Весьма серьезные, так как стало появляться все больше качественных и технически высокооснащенных фильмов в республике. К примеру, сейчас заканчивается работа над казахстанско-турецким проектом телесериала «Астана – любовь моя», который был снят в очень качественном цифровом формате, на котором работает весь Голливуд, позволяющем перевести его в 3D.
– Сколько стоят съемки фильма в Казахстане?
– От $500 тыс. до $40 млн. Например, $38 млн. – это бюджет «Кочевника», хотя на создание успешного «Монгола» ушло всего $14 млн.
– С какими проблемами сталкивается продюсер в своей работе в нашей республике?
– Одной из основных проблем является отсутствие достойной обучающей базы. У нас нет технологий и методик эффективной подготовки и передачи опыта новым специалистам. Так же в Казахстане катастрофически не хватает второго состава в кино, то есть второго режиссера, операторов и других, тех, кто занимается техническим оснащением и обеспечением. В общем, остро стоит проблема с высококвалифицированными и талантливыми кадрами, поэтому зачастую приходится привлекать специалистов из других стран. Помимо этого, в республике необходимо замкнуть цепочку производства фильмов, чтобы не было необходимости, к примеру, делать перезапись и сведение звука в Польше или монтаж во Франции.
Немаловажным является и борьба с пиратской продукцией. «Черный рынок» сильно мешает развитию казахстанского кино. Но, на мой взгляд, здесь в большей степени стоит вопрос о моральном и этическом выборе каждого отдельного человека: хочет ли он украсть фильм или заплатить за качественный продукт, прибыль с которого пойдет на создание нового кино.
– Насколько создание фильмов в Казахстане является прибыльным бизнесом?
– Как я уже говорила выше, кинопроизводство в нашей республике не является прибыльным бизнесом. На данном этапе развития киноиндустрии в РК нам необходима поддержка государства. В то же время важно не забывать и о моральной стороне вопроса, то есть не нужно гнаться только за прибылью, забывая о смысле того, что делается. Кино для меня в большей степени это искусство, и здесь необходима помощь государства. Кино как культурная составляющая нашего государства просто необходимо для нас.
Справка. Гульнара Сарсенова является первой женщиной, которая получила награду на 13-м международном кинофестивале в Пусане как лучший азиатский режиссер. В 2007 году она работала с Сергеем Бодровым над картиной «Монгол», которая была номинирована на «Оскар», с Бертраном Тавернье над фильмом «В электрической мгле» (In The Electric Mist) и с Сергеем Дворцевым над «Тюльпаном», получившим признание в Каннах.
В прокате России и стран Содружества общие кассовые сборы с начала 2010 года составили 68 329 831 975 тенге. За указанный период всего показано 93 фильма, а количество зрителей, посетивших кинотеатры, составило 68 207 500.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.