Удовольствие за полцены

Социальный и коллективный шопинг захватывает жителей мегаполисовВсе больше магазинов и торговых центров с широким ассортиментом...

Социальный и коллективный шопинг захватывает жителей мегаполисов

Все больше магазинов и торговых центров с широким ассортиментом товаров и услуг предлагают discount программы, позволяющие лояльным покупателям сократить расходы, а продавцам – найти новых клиентов и увеличить их поток. Благодаря интернету, на скидках зарабатывает и третья сторона – владельцы сайтов, которые помогают покупателям объединяться в группы и экономить на покупках 50% и более. Сайты проводят набор желающих сходить в кино, полакомиться в суши-баре, сходить на сеанс спа-массажа или даже спуститься с горы в зорбе (шар из прозрачного полимера), то есть получить все удовольствия и в два раза дешевле.

Вся система, как все гениальное, очень проста и выгодна абсолютно для всех участников, что, заметьте, встречается весьма редко. Любой бизнес хочет быть загружен на 100%, но всегда есть либо «не сезон», либо какие-то позиции из прайса, которые продаются хуже других. Грамотный владелец бизнеса понимает, что лучше продать много за полцены, чем совсем ничего. Ведь самая затратная часть в любом бизнесе – это привлечение новых клиентов. Акции часто привлекают недавно открывшиеся предприятия, которым нужно себя раскручивать.

Главный источник дохода для сервисов социального шопинга – комиссия с каждого проданного через сайт discount-купона. Купон действителен, только если в акции принимает участие определенное количество человек. Каждый из участников сделки, например, оплачивает через интернет билет на киносеанс, после чего распечатывает купон и с ним идет в кино. Если желающих с купонами оказалось меньше, чем требуется, деньги либо возвращаются пользователям, либо зачисляются на их счета в системе и могут быть использованы в будущем. Если же собрано нужное количество человек, то сервис перечисляет продавцу основную часть полученной суммы, оставляя себе комиссионные. Размер комиссии может достигать 50% от стоимости купона.

Как пояснила «Капитал.kz» Елена Масолова, директор по маркетингу компании Darberry, комиссия зависит от типа услуги. «Для ресторана, парикмахерской, картинга – от 10 до 50%; для услуг, где клиент остается надолго, – курс йоги, серия тренингов – до 90%, потому что стоимость привлечения такого клиента очень высока», – говорит эксперт. Продавцы охотно идут на взаимодействие с сайтами, ведь расходы на маркетинг и привлечение клиентов те берут на себя.

Со слов г-жи Масоловой, зарегистрированные пользователи сайта DarBerry.ru получают скидку в размере 50-90% на посещение кафе, спа, пейнтбола, боулинга в 4 городах России. «Например, в Москве в пивном ресторане Beerhouse мы предлагали скидку 50% на все меню, и нашим предложением воспользовались 796 человек», – делится удачным опытом «сделки» в сфере социального шопинга г-жа Масолова. Заведения соглашаются на такую скидку, потому что получают сразу большое количество клиентов, да и демпингом это назвать сложно – можно предоставить скидку лояльному клиенту многократно, а можно один раз, но большому числу людей.

Родоначальником социального шопинга в интернете принято считать сервис торгового дома Mercato, открывшегося на рубеже веков. А мировой лидер сегодня – сайт Gropuon (groupon.com). О его успешности свидетельствует как наличие точных сайтов-копий по всему миру, так и недавнее привлечение инвестиций в $135 млн. от российской DST (Digital Sky Technologies, контролирует Mail.ru, социальную сеть «Одноклассники» и ICQ, имеет доли «Вконтакте», OE Investment, Facebook, Zynga, Groupon, Headhunter) и американской Battery Ventures. Основной конкурент сервиса Gropuon в Европе – CityDeal в Германии, открывший за полтора месяца работы представительства в 144 городах (citydeal.de, citydeal.co.il, citydeal.es и др.).

В России нишу социального шопинга стремится занять проект «Darberry» (darberry.ru). Ранее бизнес-моделью этого проекта было предложение «товара дня» со скидкой. Когда продавцы товаров и услуг обзавелись множеством контактов, сервис вышел на новый уровень. До масштабов Groupon, в акциях которой иногда участвуют десятки тысяч человек, Darberry еще далеко, но, тем не менее, у сервиса уже есть 40 тысяч зарегистрированных пользователей.

«Мы оцениваем привлекательность акции с точки зрения наших пользователей: размер скидки, местоположение, качество услуг», – говорит представитель Darberry. Сейчас уже существует конкуренция среди заведений за проведение акции, среди них формируется даже очередь. В качестве удачного примера Елена Масолова приводит акцию с картингом (было продано более 200 купонов), настолько успешную, что после ее проведения свои услуги предложили владельцы двух других картингов. Количество участников обязательно согласуется с заведением. «Сегодня у нас невысокие планки – всего 20-30 человек, будем увеличивать их количество постепенно», – говорит г-жа Масолова. Сегодня Darberry не планирует привлекать инвесторов – ресурсов хватает на запуск в 15 городах России и Украины.

Сервисы социального шопинга существуют почти во всем мире, они есть даже в провинциальных городах России. В Казахстане нет ни одного. Организаторы подобных проектов считают, что в России (нужно полагать, что в будущем и в Казахстане) подобный вид шопинга получит должное развитие и приживется. Ведь у нас связи в социуме гораздо прочнее, чем на Западе, и очень многие любят «халяву». Минус заключается в том, что люди раскачиваются с большим трудом и тяжело воспринимают новые проекты.

Коллективный шопинг у нас все-таки тоже есть. Например, в 2009 году «антикризисные» сайты призывали обменивать и продавать ненужные вещи или просто раздавать-получать их даром. Некоторые проекты предлагают покупателям объединить усилия и заняться шопингом «вскладчину», другие предлагают магазинам «искать» клиентов и снижать цены.

Оптовым шопингом, к примеру, люди занимаются в социальных сетях, объединяясь в группы для закупа продуктов питания ящиками, а плазменных телевизоров – партиями. Лучше всего этот опыт прижился среди мастериц и молодых мам. На различных форумах, посвященных рукоделию или воспитанию детей, можно найти множество примеров коллективных покупок. По такому же принципу выкупаются дорожные билеты на туристических форумах. Такой шопинг сочетает в себе два наиболее распространенных вида активности в сети: электронную коммерцию и общение с единомышленниками. Совсем не обязательно, чтобы сайты напрямую продавали товары, они могут просто мотивировать пользователей «делиться» ссылками для получения нужной информации. Наступает потребительский сетевой рай.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤