Кризисом по мигрантам
Спад в экономике повлиял на снижение уровня торговли, ориентированной на мигрантовПравительством Республики Казахстан устанавлив...Спад в экономике повлиял на снижение уровня торговли, ориентированной на мигрантов
Правительством Республики Казахстан устанавливается ежегодная квота на привлечение иностранной рабочей силы, которая определяется как доля от общего объема рабочей силы. В среднем она не превышает более 1%. Так, согласно постановлению Правительства РК, квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Казахстана на 2010 год установлена в размере 0,75% к экономически активному населению республики. Однако существующая система квот во многом ограничивает и усложняет положение мигрантов.
Во-первых, это связано с тем, что для выдачи квоты на сезонные сельскохозяйственные работы требуется наличие соглашений с соответствующими странами происхождения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. И если с Кыргызстаном данное соглашение существует, то в отношении Узбекистана оно отсутствует. Поэтому миграция из Узбекистана носит неурегулированный характер.
Во-вторых, согласно Закону о миграции, разрешение на привлечение иностранной рабочей силы по-прежнему выдается работодателю, а не самому работнику. В этом случае, если между трудящимся мигрантом и работодателем возникают разногласия, в страхе потерять и это место работы, он не рискует обращаться за помощью.
Существующий поток внешней трудовой миграции в Казахстан наблюдается из соседних стран Центральной Азии. Ежегодно в республике регистрируется около 60 тыс. трудящихся-мигрантов. Однако реальное количество мигрантов может варьироваться от 250 тыс. до миллиона человек. Наиболее часто на заработки в Казахстан приезжают граждане Узбекистана, доля которых среди трудовых мигрантов с неурегулированным статусом составляет около 85%. Такие данные приводятся в докладе Международной организации труда (МОТ) – «Управление рисками и профилактика в сфере труда в новых условиях».
Между тем, согласно межведомственной статистической отчетности Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (МТСЗН РК), за 2009 год привлеченная иностранная рабочая сила в такой отрасли экономики как строительство составила 36 669 чел., наименьшее количество людей было привлечено в предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства и деятельности в области спорта, соответственно 7 и 2 иностранца. Однако следует отметить, что данные предоставлены по количеству регулярных мигрантов. Официальные данные об объемах неурегулированной трудовой миграции в Казахстане отсутствуют.
Стоит отметить, что мировой экономический кризис все же затронул и трудовых мигрантов. Потребность в иностранной рабочей силе со спадом экономики сократилась, а также снизился объем денежных средств, переводимых трудовыми мигрантами в свои страны. «Помимо сокращения потребности в иностранной рабочей силе на рынке труда, спад в экономике повлиял на снижение уровня торговли, ориентированной на мигрантов. По мнению экспертов, почти треть семей мигрантов из Центральной Азии может считаться «брошенными» в финансовом плане и живущими ниже уровня бедности и чрезвычайной бедности», – отметил «Капитал.kz» Павел Шалусь, руководитель программ Международной организации по миграции (МОМ).
Так, по данным Международной организации труда, заработная плата трудящихся-мигрантов в Казахстане составляет в среднем 39 241 тенге, что на 28% ниже средней заработной платы в республике. При этом «работающие в сфере услуг получают в среднем 20000 тенге в месяц, в строительстве – 30-40000 тенге, в торговле – 50000 тенге. Дети трудовых мигрантов, которые работают на сезонных работах в сельском хозяйстве (табак, сельхозпродукция), получают 7-8000 тенге в месяц», – отметил Павел Шалусь.
При таком небольшом заработке лица, занятые в строительстве, сельском хозяйстве, сферах обслуживания, более всего подвержены риску. Результаты исследования, проведенного Международной организацией труда в южном регионе Казахстана, показали, что около 20% трудящихся мигрантов не имеют перерыва на обед и отдых в течение всего рабочего дня. Работодатели зачастую превышают установленную законодательством РК норму рабочего дня по отношению к трудовым мигрантам на 35,4 часа.
Отсутствие доступа к медицинским услугам – еще одна проблема трудовых мигрантов. По данным исследования МОТ, 7% трудящихся-мигрантов подтвердили, что на их рабочих местах имели место производственные травмы, случаи отравления, серьезные порезы и даже случаи со смертельным исходом. Если подобное происходило, лишь иногда вызывали врача.
Во избежание подобных ситуаций работодатель обязан обеспечить технику безопасности. Однако и здесь можно наблюдать нарушение прав. Согласно докладу МОТ, 29% мигрантов заявляют, что на их рабочих местах не соблюдаются меры безопасности. Лишь 13% предприятий, где используется труд мигрантов из Центральной Азии, имеют в наличии аптечки для оказания первой медицинской помощи, такие средства защиты, как шлемы, спасательные тросы и маски, а также огнетушители.
Причиной неправомерного обращения с иностранными работниками зачастую является незнание самими мигрантами собственных прав и обязанностей, а также специфики страны, в которой они решили найти работу. Неправительственные организации, в данном случае, предоставляют правовые консультации и юридическую поддержку как в странах назначения, так и в странах происхождения мигрантов до и после их отъезда.
«Мигранты обращаются за помощью довольно редко, хотя проблем у них много. Это связано с тем, что мигранты боятся обращаться за помощью в какие-либо организации, либо предпочитают решать свои проблемы собственными силами, не правовыми», – поясняет Виктория Тюленева, руководитель правозащитного центра Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности.
В свою очередь Светлана Бекмамбетова, национальный координатор программ Международной организации по миграции, рассказывает, что наиболее частые вопросы, с которыми обращаются мигранты, вопросы трудоустройства, регистрации по месту жительства, получения гражданства, вопросы торговли людьми, получения материальной помощи, вопросы о незаконном задержании, о невыплате зарплаты работодателем. «Важно отметить, что значительная часть обращений мигрантов в НПО связана с получением информации касательно национального законодательства», – подчеркнула она.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.