ЮНИСЕФ пересчитал неучей

В Казахстане услугами дошкольного воспитания могут воспользоваться только 30% маленьких граждан «2,4 миллиона «невидимых» детей...

В Казахстане услугами дошкольного воспитания могут воспользоваться только 30% маленьких граждан

«2,4 миллиона «невидимых» детей не ходят в школу и около 12 миллионов не учатся в средней школе», - говорится в представленном  в минувший четверг отчете регионального офиса ЮНИСЕФ по странам Центральной и Восточной Европы и СНГ (ЦВЕ/СНГ) «Образование: одним больше, другим меньше?».

По словам регионального директора ЮНИСЕФ по странам ЦВЕ/СНГ Марии Каливис, ежегодно 14 миллионов детей вступают во взрослую жизнь без какого-либо официального образования или аттестата об окончании школы, и это происходит в регионе, широко известном в прошлом за высокий уровень доступа, качества и равенства в образовании.

Авторы отчета пришли к выводу, что государственные затраты на образование больше усиливают, социальное, этническое и экономическое неравенство в доступе и окончании базового образования, чем препятствуют этому. Доход родителей в большей степени стал определяющим фактором поступления и посещения школ, и в особенности дошкольных учреждений. 

Самый низкий уровень посещаемости - 50% для старших классов и в некоторых случаях менее чем 30% для дошкольных учреждений - оказался в странах с низкими экономическими показателями, таких, как Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан.

«Что касается высшего образования, то многие страны региона, вероятно, могли бы признать факт чрезмерного расширения охвата на этой ступени; сказанное особенно справедливо для Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словении и Эстонии, в которых коэффициенты охвата превышают 55%, а также для Беларуси, Казахстана, Российской Федерации, Украины и Чешской Республики, где соответствующие коэффициенты превышают 40%. Противоположная ситуация сложилась в странах, которые отстали от лидеров, стремящихся обеспечить массовое высшее образование, – в Азербайджане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане», - отмечено в отчете.

По расчетам специалистов ЮНИСЕФ, в Казахстане услугами дошкольного воспитания могут воспользоваться только 30% маленьких граждан, так как наиболее уязвимые слои населения не имеют такую возможность. В стране в настоящее время число мест в детских садах в пять раз меньше, чем количество детей дошкольного возраста. Из 120 тысяч казахстанских детей с ограниченными возможностями в развитии специальным обучением охвачено около 30%. Финансирование образования не превышает 3,4-3,5% ВВП республики. Из этого объема на удовлетворение потребностей среднего образования выделяется около 65%.

В некоторых странах снимать напряженность в бюджетной сфере, связанную с расширением сектора высшего образования, позволяет увеличение количества частных образовательных учреждений. Как подчеркнуто в отчете, в них обучаются более четверти студентов, получающих высшее образование в Армении, Грузии, Латвии, Польше и Румынии. В Азербайджане, Беларуси, Болгарии, Молдове и Российской Федерации данный показатель составляет 15% или более.

Количество же частных учреждений, обеспечивающих базовое образование, ничтожно мало. Значительное распространение они получили только в Таджикистане, где обеспечивается 31% охвата, в Казахстане – 11% и в Хорватии – 10%.

Исследование показало, что, несмотря на то, что начатые реформы образовательных систем не проникли в классы, тем самым, оказывая влияние на качество образования, особенно в бедных и сельских районах. К примеру, в Казахстане наблюдается разрыв в уровне подготовки между выпускниками городских и сельских школ, поскольку у последних меньше возможности получения дополнительной образовательной информации и услуг в связи с неразвитостью социально-культурной инфраструктуры.

«Это, в свою очередь, оказало влияние на потребность в образовании, которая сейчас падает в неимущих семьях из-за неадекватного качества предоставляемых услуг, отсутствия программ, имеющих отношение к рынку труда, низкого перехода в старшие классы и недостаточных выгод от образования», - отмечает г-жа Каливис.

Авторы отчета призывают правительства ЦВЕ/СНГ в значительной степени увеличить затраты на образование, по крайней мере, на 6% от ВВП в отличие от 3 до 4% в среднем на регион, и перейти от распределения общественных затрат, способствующих неравенству, к затратам, которые устранят его. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤