Неутешительные рекорды 2009 года
Анализ бюджета от Счетного комитета2009 экономический год бьет новые невеселые рекорды. Согласно данным отчета об исполнении рес...Анализ бюджета от Счетного комитета
2009 экономический год бьет новые невеселые рекорды. Согласно данным отчета об исполнении республиканского бюджета за 2009 год, который подготовил Счетный комитет, неосвоение расходной части республиканского бюджета Казахстана 2009 года стало рекордным с 1991 года. «Затраты 2009 года исполнены на 3 трлн. 118,6 млрд. тенге или 98,1% к плану. Неосвоение составило 59,4 млрд. тенге. Это самый большой объем за всю историю независимого Казахстана», – сообщил Омархан Оксикбаев, глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Из 39 администраторов бюджетных программ только девятью средства освоены полностью. При этом данный объем не учитывает бюджетные кредиты в сумме 46 млрд. 201 млн. 969 тыс. тенге, затраты на приобретение финансовых активов государства в сумме 147 млрд. 83 млн. 80 тыс. тенге.
В 2009 году поступления в бюджет составили в сумме 2 трлн. 797,7 млрд. тенге, расходы – 3 трлн. 371,3 млрд. тенге, дефицит – 573,6 млрд. тенге, или 3,5% к ВВП. В результате доходы республиканского бюджета Казахстана в 2009 году снизились на 16%. «Доходная часть республиканского бюджета формировалась в условиях спада деловой и потребительской активности в стране, что отрицательно сказалось на объемах поступлений в республиканский бюджет», – пояснил Омархан Оксикбаев. Объем ВВП Казахстана на 2009 год, согласно бюджету, был утвержден в объеме 16 трлн. 198 млрд. тенге.
В отчете г-на Оксикбаева отмечается качественное и количественное снижение показателей работы налоговых служб, так как допущен рост недоимки по налогам и платежам в бюджет на 19,4 млрд. тенге, или 24%, которая на начало 2010 года составила 100,3 млрд. тенге, или 4,2% от поступлений доходов в бюджет. Снижение качества налоговых проверок, согласно анализу Счетного комитета, подтверждается увеличением числа жалоб и судебных процессов, проигранных по искам налогоплательщиков.
Подтверждая сомнения представителей малого и среднего бизнеса в эффективности реализации Дорожной карты, в отчете указывается, что мероприятия Дорожной карты не снизили рисков в сфере занятости населения. На реализацию Дорожной карты было израсходовано 182,6 млрд. тенге. В отчете главы Счетного комитета указан ряд проблем, выявленных в ходе анализа реализации Дорожной карты, к которым относится, в том числе и то, что большинство мероприятий Дорожной карты характеризуются краткосрочностью, программы занятости населения, носят временный характер, финансирование мероприятий Дорожной карты из республиканского бюджета происходило в отдельных случаях по проектам, исключенным из местного бюджета.
На реализацию антикризисных мероприятий в 2009 году, по данным Омархана Оксикбаева, выделено 635 млрд. тенге. По результатам оценки использования средств, выделенных на проведение антикризисных мероприятий, Счетным комитетом был выявлен ряд системных проблем. В их числе недостаточная проработка программных документов, отсутствие у администраторов бюджетных программ и операторов, ответственных за антикризисные мероприятия, комплексного подхода к формированию механизмов их реализации. Контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на антикризисные мероприятия, осуществлялся государственными органами без четкой координации их действий и тесного взаимодействия с субъектами квазигосударственного сектора как на республиканском, так и местном уровнях. Кроме того, допускалось выделение антикризисных средств на неприоритетные сферы экономики и непредусмотренные цели.
В процессе использования, погашения и администрирования бюджетных кредитов, направленных на обеспечение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, поддержку строительной отрасли и сельского хозяйства, также были выделены системные проблемы, среди которых недостаточная координация между администраторами бюджетных программ и конечными получателями бюджетных кредитов, низкий уровень мониторинга и контроля эффективного и своевременного их использования, неполное исполнение принятых обязательств. В 2009 году для погашения дефицита республиканского бюджета в сумме 510,9 млрд. тенге привлечены государственные займы на сумму 650,4 млрд. тенге. Свободный остаток средств республиканского бюджета по сравнению с 2008 годом увеличился в 8,5 раза и составил 56 млрд. тенге. По мнению главы Счетного комитета, вследствие неполного использования привлеченных займов были упущены возможности для дополнительного роста экономики.
На основе проведенных мероприятий и сформулированных выводов Счетным комитетом выработаны рекомендации по повышению эффективности управления бюджетными средствами и активами государства. Здесь полагают, что эти рекомендации в случае поддержки парламента будут способствовать повышению эффективности бюджетного процесса. И тут невозможно не вспомнить о том, что многие казахстанские эксперты неоднократно отмечали необходимость повышения и расширения полномочий Счетного комитета в целях повышения эффективности освоения бюджетных средств. Не пора ли перейти от «рекомендаций» к прямым указаниям исполнителям на местах?