С чистого листа
Казахстану выгодны проекты greenfield в области недропользованияБольшинство крупных месторождений в нефтегазовой и горнорудной о...Казахстану выгодны проекты greenfield в области недропользования
Большинство крупных месторождений в нефтегазовой и горнорудной отраслях Казахстана давно осваиваются: запасы подтверждены, инфраструктура отлажена и если что-то и может меняться в этих проектах, то только распределение долей участников. Подобными проектами на так называемом вторичном рынке инвесторы интересуются достаточно активно. Но сейчас все больший интерес вызывает первичный рынок, так называемые проекты greenfield (от англ. green field investments – инвестиции в зеленое поле). Так принято называть форму прямых инвестиций, направленных на создание в другом государстве новых производственных мощностей «с нуля». Обычно проекты greenfield возникают, когда крупные международные компании входят на развивающийся рынок других стран для создания своих новых предприятий. Об особенностях таких проектов, их инвестиционной привлекательности и условиях ведения «Капитал.kz» рассказал Альжан Стамкулов, старший юрист департамента «Природные ресурсы» юридической фирмы GRATA.
– Насколько привлекательны условия для ведения проектов greenfield в области недропользования в Казахстане?
– Проекты greenfield очень выгодны принимающей стране, поэтому для их стимулирования применяются различные меры поощрения, в том числе налоговые каникулы, льготы, натурные гранты, правовые гарантии и другие. Небольшие потери в налогах и иных преимуществах вначале являются малой ценой за новые рабочие места, современные знания и технологии, которые будут получены в будущем.
В целом можно рассмотреть привлекательность проектов greenfield в области недропользования с точки зрения режима налогообложения, правовых гарантий инвесторам, условий ведения операций по недропользованию, участия со стороны национальных компаний, а также контроля со стороны государства за выполнением контрактных обязательств и казахстанского законодательства.
Во-первых, отметим, что налоговых льгот и каких-либо иных мер налогового стимулирования для greenfield-проектов в области недропользования в Казахстане нет. Применяется общий налоговый режим как к иностранным, так и к казахстанским недропользователям. Однако по сравнению с другими странами общее налоговое бремя в целом представляется достаточно привлекательным. Здесь следует отметить низкую ставку налога на добавленную стоимость (НДС – 12%), корпоративного подоходного налога (КПН –_20%, с последующим понижением в 2014 году до 15%), относительно невысокие ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ по видам полезных ископаемых) и налога на сверхприбыль, период переноса убытков до 10 лет и возможность амортизации основных средств. Налоговой стабильности, то есть неизменности налоговой нагрузки на весь срок действия контракта, не существует. Хотя период разведки контрактов недропользования достигает 10 лет, а по добыче – 25 лет. Поэтому риски рентабельности проектов также зависят от стабильности налогообложения. Все это означает, что вновь прибывший инвестор будет принимать общий налоговый режим и так же, как и все, реагировать на возможные изменения налогового законодательства.
Во-вторых, правовые гарантии являются общими и предоставляются международными договорами, подписанными и ратифицированными Республикой Казахстан, национальным законодательством об иностранных инвестициях. Специфичных правовых гарантий, преференций или льгот государство недропользователям не предоставляет в связи с тем, что оно вправе защищать национальные интересы, которые выше любых гарантий. Однако в своем недавнем выступлении министр индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев отмечал, что «если есть конкретный хороший проект, инвестор строит завод, высокий передел, нужный проект для страны, для отрасли, то государство будет идти навстречу таким проектам. Недра в обмен на инвестиции и на технологии. Если раньше инвестор просто брал месторождение, ничего не делал, потом продавал… Как Глава государства сказал, такие действия не будут проводиться, они будут запрещены. Поэтому мы планируем обратиться к президенту с просьбой поддерживать недропользователей, которые готовы активно участвовать в программе индустриализации».
Пока не ясно, как это будет выражено в законодательстве или в конкретных условиях новых контрактов, однако мы расцениваем данное заявление как положительное, особенно для новых проектов.
В-третьих, условия недропользования представляют определенный баланс между интересами инвестора и государства в отношении проектов greenfield. Общие условия предоставления права недропользования – это конкурс на получение права недропользования (на который в настоящее время Президентом РК объявлен мораторий), либо прямые переговоры с национальной компанией, а именно, АО «НК «ТауКен Самрук» по твердым полезным ископаемым, АО «НК «КазМунайГаз» (нефть, газ, конденсат) или АО «НАК «Казатомпром» (уран). Поэтому новый инвестор должен либо дождаться очередного конкурса, либо осуществить контакт с той или иной национальной компанией с целью заключения договора на совместную работу. В последнем случае условия привлекательности будут зависеть от договоров с национальными компаниями по развитию и ведению проектов greenfield. В случае с конкурсом основными критериями победы будут сумма подписного бонуса, обязательства на развитие социальной сферы, доля казахстанского содержания
– Насколько высок риск в страховании проектов greenfield в Казахстане?
– Проекты greenfieild изначально высоко рискованные. Нужно разделить риски инвестора и риски государства. Риски инвестора заключаются в том, что инвестор вкладывает значительные средства в поиск рентабельного месторождения и обычно под «гринфилд». Инвестиции по горнорудным и нефтегазовым проектам являются высокозатратными, на миллионы долларов США. Очень высока вероятность, что инвестор не найдет ничего, а если найдет месторождение, то добыча полезных ископаемых окажется нерентабельной, либо цены на сырье могут значительно упасть на международных сырьевых рынках.
Риски государства заключаются в том, что деятельность недропользователей может привести к экологическим бедствиям, существенному экологическому загрязнению, угрозе безопасности населения, потере времени на поиск и разведку полезных ископаемых, поскольку будут нарушаться экономические планы государства по пополнению запасов полезных ископаемых и внесению корректив в промышленное производство. Кроме того, государство ожидает, что недропользователь найдет месторождение и перейдет к промышленной добыче полезных ископаемых, а это, в свою очередь, начнет пополнять государственную казну за счет поступающих налоговых сборов.
Все эти риски очень высоки в связи с большой вероятностью наступления неблагоприятных событий как для инвестора, так и для государства. Страховые компании предлагают, как правило, застраховать определенный риск, но при этом оговаривают причины наступления страхового случая (риска). Наступление страхового случая может произойти по самым невероятным причинам. Чем выше риск, тем выше вознаграждение. В этой связи риск будет повышаться по мере большего указания причин, вызывающих такой случай. На данный момент пока трудно сказать, насколько привлекательны условия страхования проектов greenfield, так как это вопрос ближайшего будущего. Но не следует забывать, что недропользователи обязаны иметь программы страхования, согласованные с компетентным органом, страховать свою гражданско-правовую ответственность как работодателя перед своими сотрудниками, экологическое страхование и нести ответственность за причинение вреда жизни и здоровью сотрудников.
В целом страховые компании могут перепродавать страховые премии, а также участвовать в страховых пулах на международных рынках, таких как Ллойдс. Так что проекты недропользователей greenfield должны представлять для страховых компаний и брокеров достаточно интересный развивающийся рынок.
В заключение хотелось бы отметить, что проекты greenfield должны помочь нашему государству в дальнейшем восполнять истощающуюся ресурсную базу и развивать промышленную базу на основе ресурсной. Соответственно государственная политика должна измениться по отношению к тем инвесторам, которые готовы вкладываться и развивать такие рисковые проекты, но для этого им нужны льготы и гарантии.