Кино без границ
В Алматы прошел кинофестиваль «Шакен жулдыздары»Традиционный международный конкурс молодого и дебютного кино – невероятное событ...В Алматы прошел кинофестиваль «Шакен жулдыздары»
Традиционный международный конкурс молодого и дебютного кино – невероятное событие, особенно для творческой молодежи, перед которой кинофестиваль открывает большие возможности для профессионального роста. В этом году в отборочную комиссию VIII международного кинофестиваля «Шакен жулдыздары» поступило 240 заявок из 30 стран мира, из них для участия в конкурсе было отобрано 35 фильмов по нескольким секциям. Казахстан в конкурсной программе представляли 5 картин. Международное жюри кинофестиваля было сформировано из числа авторитетных режиссеров и сценаристов: Ираклий Квирикадзе (Грузия), Андрей Герасимов (Россия) и Ермек Турсынов (Казахстан). Кинолюбителей обрадовали своим приездом известные актеры театра и кино: Наталья Варлей, Сергей Гармаш, Нана Джорджадзе, Эвклид Кюрдзидис, Линда Нигматулина и многие другие.
Казахстанский кинематограф, как и кинематограф других республик бывшего Союза, безусловно, имеет историю, но, к сожалению, сегодня многие знают очень мало о том, что с ним происходит, считает известный российский актер Сергей Гармаш. Кинофестиваль как раз позволит всем поближе познакомиться с казахстанским кино.
«Мне нравится так много фильмов! За три дня сложно успеть посмотреть все», – сказал Эвклид Кюрдзидис. Напомним, что в этом году фестиваль проходил всего лишь три дня, а не пять, как в прошлом году.
Программа кинофестиваля действительно была насыщенной. Картины показывались в трех залах кинотеатра Silk Way City параллельно, поэтому приходилось выбирать. Атмосфера царила поистине дружеская и непринужденная: можно было примоститься на полу в ногах зрителей первого ряда – и вовсе не потому, что зал маленький, просто желающих посмотреть избранное кино не для широкого экрана было слишком много! И это безумно радует!
Помимо дебютных фильмов конкурсной программы, состоялся информационный показ: посвящение памяти Аскара Бапишева и «Ночь «Рожденных в СССР». Трилогия Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР» – уникальный проект: в съемках участвовали самые обычные советские дети из всех уголков огромной страны в возрасте 7 лет, потом – 14 и – 21 года. Удивительно, как меняется жизнь за 7 лет, какие сюрпризы порой преподносит судьба, как реагируют повзрослевшие дети на распад Союза. Трилогию представил Вячеслав Сачков, оператор второго фильма из цикла «Рожденные в СССР». «Режиссер этой картины – сама жизнь. Время встроилось в сюжет и само рисовало образ, хотя мы немного поучаствовали в этом. Во время первого фильма мы не относились к проекту серьезно», – вспоминал о своей работе над картиной оператор. Картина – портрет времени, портрет страны, ее с интересом изучают в университетах США.
Организаторы подобрали цикл фильмов и к 65-летию Великой Победы. В цикле «Шедевры мирового кино» были показаны легенды экрана: «Вестерплатте» (Польша, 1967) и «Мне было 19 лет» (ГДР, 1968). В специальном показе участвовал фильм режиссера Веры Глаголевой «Одна война» (Россия, 2009), уже получивший награды на нескольких фестивалях. Картина – о другой стороне войны, о женщинах с детьми от немецких оккупантов, живущих в суровых условиях на острове в ожидании победы, с приходом которой их ждет ссылка и, может быть, смерть. Для четырех из пяти героинь фильма эта работа стала дебютом.
Марина Сасина, автор сценария фильма, упомянула, что многие ее коллеги в Москве – выходцы из Казахстана, и рассказала об одном из фильмов совместного российско-казахстанского производства. На киностудии «Хорошо Production» для телеканала «Россия» снимался документальный фильм о том, как была побеждена чума. Главная героиня – профессор, доктор наук, прожившая в Алматы большую часть своей жизни, – искала лекарство от чумы. «Казахские и русские врачи работали в Кызылординской области во время эпидемии и победили чуму», – рассказала Марина Сасина о фильме, который, по ее мнению, заслуживает достойного внимания.
Ханс-Йохим Шлегель – историк кино, член Европейской киноакадемии, FIPRESCI и «Интерфильм» представил немецко-фашистский агитационный фильм «Мы едем в Германию». Г-н Шлегель озвучил малоизвестные факты о деятельности центрального кинообщества «Восток», созданного фашистами. Одной из главных фигур в организации был Альфред Розенберг, назначенный Гитлером в 1941 году представителем оккупационных властей на Востоке. Украинские националисты утверждали, что являются потомками готов, и Розенберг считал, что с ними «надо быть помягче». По плану фашистский Hollywood должен был базироваться в Ялте, но не случилось. Была создана киностудия в Риге, на которой работали латыши, а на киностудии в Киеве трудились украинцы и бывшие советские киноработники. Снимались различные научно-популярные фильмы и пропагандистские картины на тему «Германия – рай мирской» и «Гитлер – освободитель», в которых изображали «прекрасный мир бараков».
«Кино – важное оружие во время войны», – считает г-н Шлегель. Одна из особенностей фашистских агитационных фильмов – сентиментальность. Фильмы были переведены на славянские языки, эстонский и даже французский. Г-н Шлегель заметил, что в архивах до сих пор хранится информация о том, какие фильмы были показаны, и сколько человек их посмотрело.
Среди участников конкурсной программы – Польша, Германия, Турция, Израиль, Афганистан, Россия, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан и Казахстан. По итогам кинофестиваля в секции «Молодое кино» победили «Мы смотрели телевизор» (режиссер Сергей Грознов, Россия, номинация «Игровое короткометражное кино»), «Алмаз» (режиссер Эльнура Осмоналиева, Кыргызстан, номинация «Неигровое полнометражное кино»), «Когда я выиграю миллион» (Анна Драницына, Россия, номинация «Неигровое короткометражное кино»). В секции «Дебюты» приз был присужден фильму «Другой берег» режиссера Георгия Овашвили (Грузия-Казахстан). В секции «Студенческое кино» лучшими стали: «Масло» (режиссер Серик Абишев, Казахстан, в номинации «Игровое кино: короткий метр») и «Стойбище» (режиссер Алижан Насиров, Кыргызстан, в номинации «Неигровое кино: короткий метр»). В секции «Международная панорама» («Кино по-взрослому») приз достался фильму «Яблоко из рая» режиссера Хомаюна Мурувата (Афганистан).
Гран-при кинофестиваля получил фильм «Девушки из торгового центра» режиссера Катаржины Росланиец (Польша). А специальный приз жюри кинофестиваля присужден фильмам: «Бинго» (режиссер Тимур Исмаилов, Голландия) и «Волчок» (режиссер Василий Сигарев, Россия).
Также был составлен список фильмов, рекомендуемых жюри для награждения специальными и общественными призами. Фильм «Момо – моя сестренка» режиссера Аталау Ташдикена (Турция) удостоился специального приза Дирекции кинофестиваля. Картина «Система жизни» Мадины Бакеевой (Казахстан) получила приз Народно-демократической партии «Нур Отан»; «Трасса-09» Олжаса Исаева (Казахстан) – приз АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова; «Жажда жить» Дарьи Емельяновой (Россия) – приз Союза кинематографистов Казахстана. Картина «Стойбище» Алижана Насирова (Кыргызстан) получила приз Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. «За неевроцентристский взгляд на межрасовые отношения» – такой приз получил фильм «Пересядьте, пожалуйста» (режиссер Лена Либерта, Германия) от независимого жюри журналистов.
Линда Нигматулина, актриса и певица, заметила, что сейчас в Казахстане имеется огромное число бюджетных и студийных запусков, но, по ее мнению, сравнивать Казахстан и Россию нельзя – «в Москве кинематограф работает, а здесь мы только учимся это делать». Тем не менее, у Казахстана есть огромный потенциал, а «Шакен жулдыздары» – это уже бренд. «Давайте все вместе сделаем наше кино громким и заметным в мировом кинематографе», – призывает актриса.
«Хорошее кино – хороший сценарий, как скоро появится сценарий – будет и кино, а талантливых режиссеров в Казахстане много», – уверен Эвклид Кюрдзидис.