Кошелек или знания?
Альтернатива высшим учебным заведениям – принять или боротьсяМногие эксперты в области образования считают, что традиционное чет...Альтернатива высшим учебным заведениям – принять или бороться
Многие эксперты в области образования считают, что традиционное четырехлетнее высшее образование будет сталкиваться с возрастающим числом проблем, главная среди которых – стоимость обучения (в ведущем университете США, например, стоимость четырехлетнего обучения достигает $200 тыс.). Даже государственные вузы становятся не по карману гражданам республики. В образовании, как и в здравоохранении, главной причиной небывалого роста цен является участие третьей стороны, которая оплачивает обучение. Также немаловажную роль играют правительственные гранты и доступные кредиты. Лишь немногие вузы предпринимают меры для обуздания роста цен. Но обычно колледжи, требующие меньшую, чем у конкурентов, плату за обучение, вызывают подозрение. Невольно думается, а не предлагают ли они менее качественные программы?
Максим Толмачев, директор отдела маркетинга Международной академии бизнеса, считает, что проблемы вузовского образования в мире не ограничиваются стоимостью обучения. Важными являются проблема качества образования, проблемы эффективного управления, вопросы международной аккредитации. Хорошее образование всегда стоило дорого. И эта тенденция в ближайшее время вряд ли изменится. Даже при наличии открытых источников и бесплатных ресурсов спрос на элитное вузовское образование (Гарвард, Оксфорд и т.д.) останется, поскольку студенты получают помимо знаний и многое другое, не менее полезное (престижный диплом – не самое важное). Г-н Толмачев не согласен с тем, что высокая стоимость обучения среди перечисленных проблем – самая главная.
«Если говорить о проблемах казахстанского образования, то основными являются высокая степень централизации и, как следствие, слабая связь с рынком труда и низкая прозрачность», – считает Максим Толмачев. Приведем в качестве примера государственные вузы: министерство образования и науки утверждает ректоров, которые подчиняются ему в управленческих, кадровых, финансовых и других вопросах. В итоге вузам не так важно мнение работодателя – они от него не зависят. Большинство европейских и американских высших учебных заведений устроено иначе – даже ректоры государственных вузов очень часто подчиняются не министерствам, а наблюдательному совету, куда входят, например, представители муниципалитета и самого университета. «Казахстанские заведения продолжают в комфортной неконкурентной обстановке выпускать специалистов, скроенных по прежним лекалам. Но цифры говорят о том, что такие выпускники не слишком нужны бизнесу. А ведь не секрет, что главным результатом и показателем качества образовательной деятельности являются достижения учащихся», – говорит г-н Толмачев. Если выпускник вуза не может элементарно устроиться на работу по специальности, то вопрос не в том, что обучение в этом вузе стоит дорого, а в целесообразности обучения в нем вообще.
Во многих вузах есть программы для студентов, у которых нет возможности учиться на коммерческой основе. Существуют программы для абитуриентов из социально неблагополучных, малообеспеченных и неполных семей, специальные конкурсы, которые позволяют лучшим студентам вуза учиться в течение года бесплатно или со скидкой – 25 – 50%. Конечно, студент при этом обязан подтверждать высокую академическую успеваемость, в противном случае право на скидку у него могут отнять. В вопросе оплаты обучения всегда можно найти компромисс.
В целом, если сравнивать стоимость обучения в казахстанских вузах и за рубежом, обучение в Казахстане стоит сравнительно недорого, в среднем 500 тысяч тенге в год – эта сумма сопоставима со среднегодовыми затратами на частный детский сад. Для среднестатистического казахстанца полмиллиона тенге – большие деньги. Но лучше переплатить и получить хорошие знания, чем гнаться за дешевизной. Хотя нередко бывает, что, заплатив хорошие деньги за обучение детей, родители из-за плохого качества предъявляют вполне обоснованные претензии высшему образованию в РК. «Различные модели образования, программы развития образовательных учреждений, новые технологии и методики обучения, авторские программы и педагогические эксперименты значимы лишь в той мере, в какой они реально обеспечивают необходимые учебно-личностные достижения детей. Какие бы высокие лозунги не провозглашала школа, общество дает оценку ее работы не по отчетам об инновациях, а по готовности к жизни ее выпускников», – считает г-н Толмачев.
В последнее время быстро развивается образование с использованием открытых источников информации (в результате сотрудничества большого количества людей можно создать ресурс, превосходящий коммерческие аналоги, например, всеми любимая Wikipedia). Сегодня многие работают над созданием и распространением бесплатных ресурсов: размещают в интернете видеозаписи лекций и электронные версии учебников для того, чтобы пользователи могли их скачать. Проблема общения с другими студентами также решаема: при поддержке Hewlett Foundation был создан университет взаимного обучения Peer2Peer University. Среди несомненных достоинств этой системы: быстрый академический прогресс тех, кто из ученика становится учителем: из позиции преподавателя человек часто лучше усваивает те знания и умения, которые не мог освоить ранее. Усвоенные знания после того, как были преподаны другим, становятся более глубоко понятыми и систематизированными. Кроме того, учащиеся параллельно осваивают социальные навыки помощи, поддержки, во взаимообучающемся коллективе растет уважение друг к другу и самоуважение, повышается самодисциплина и усвоение материала. Однако полностью заменить традиционное обучение система взаимного образования не в силах. Во-первых, необходим контроль за тем, как обучающиеся усвоили навыки и знания (информация может быть неверно понята или неправильно интерпретирована). Во-вторых, не для всех идеально подходит метод взаимообучения в группах: некоторым студентам необходимы помощь и внимание со стороны старшего наставника. «Я думаю, что сочетание двух систем благоприятнее для гармоничного развития обучающихся, чем доминирование одной из них», – говорит Максим Толмачев.
Пока в открытом доступе нет программ обучения, позволяющих получить научную степень, которую бы признали работодатели и академические заведения. Однако возможно, что скоро все это произойдет. Будут развиваться смешанные бизнес-модели в сфере интернет-образования: бесплатные материалы могут быть включены в платные программы обучения (коммерческие и некоммерческие), что позволит их правильнее структурировать, сделать более прозрачными и проверяемыми.
Однако существует проблема оценки знаний тех «студентов», которые получали образование из открытых источников. В этом заключается один из основных минусов такого обучения. У вузов есть два пути: либо не признавать образование из открытых источников, либо признать и наладить систему оценки и сертификации знаний таких студентов. При выборе второго варианта у вузов появится новое доходное поле деятельности.
«Нам стоит ждать в дальнейшем только увеличения количества открытых источников. Без сомнения, будет все больше желающих получать образование именно с их использованием – это гораздо дешевле, а самостоятельный поиск и исследование лишь добавят образованию ценность», – считает г-н Толмачев. Но, по его мнению, у вузов всегда будет возможность уйти от конкуренции с открытыми источниками. Ведь любые источники имеют свойство устаревать, и в век информации этот процесс протекает очень быстро. А вузы могут, гибко ориентируясь на изменения рынка, постоянно видоизменять, перерабатывать и даже полностью заменять программы обучения. Не всегда открытое образование будет успевать за этими изменениями. Будут те, кто пожелает получать самую свежую информацию из первоисточника – самого вуза. Разумеется, в этом плане больше шансов на выживание у так называемой «американской» модели образования, которую характеризуют гибкие двухуровневые программы, жестокая конкуренция, небольшое присутствие государства. И меньше – у «континентальной» модели, признаки которой – монолитные пятилетние программы, контроль государства над большей частью вузов, слабая вовлеченность системы образования в рынок. «Думаю, нет нужды говорить, какая модель пока превалирует в Казахстане. Поэтому у казахстанских вузов в ситуации, когда открытые источники начнут набирать обороты, положение будет незавидное», – полагает г-н Толмачев. Однако есть и положительные моменты – в РК за годы Союза в сознание людей были прочно «вбиты» определенные ценности. Одна из них – необходимость получения высшего образования для того, чтобы преуспеть в жизни. «Корочка» вуза является признаком социальной успешности студента и его родителей, причем, чем дороже и престижней корочка, тем успешней ее обладатель. О проверке наличия знаний никто уже и не вспоминает. Решение этой проблемы – в системе набора кадров как в государственные, так и в частные учреждения.
Получать образование из открытых источников можно при наличии нескольких условий: у студента должен быть опыт самостоятельного исследования, поиска, анализа и отбора учебных материалов. Это, как правило, не вчерашний выпускник школы, а человек, уже имеющий неплохое высшее образование. Вузы призваны, кроме всего прочего, давать учащимся навыки самостоятельной работы с материалом и формировать системный подход к огромному количеству информации в учебниках, интернете и т.д. И чтобы оценить объективно возможность такого обучения, нужно создавать систему сертификации знаний таких «студентов».
Вряд ли вузы и колледжи когда-либо выйдут из бизнеса. В этом году многие ведущие вузы США отметили рекордный приток абитуриентов. Но что, если у колледжа нет признанного бренда? И что, если университет не привлекает абитуриентов ни дешевизной, ни историей? Такие недифференцированные институты отдают себе отчет, что потерялись на фоне, с одной стороны, разрекламированных, состоятельных соперников, а с другой – на фоне современных, дешевых образовательных интернет-программ. Создание бренда – не единственный путь к решению проблемы, но он самый верный при выработке стратегии привлечения студентов в условиях, когда на рынке образования усиливается конкуренция. Вуз должен чем-то прославиться: академическим курсом или же географическим положением. Такой вуз будет чувствовать себя гораздо лучше, чем конкуренты, не сумевшие создать собственного бренда. Традиционный университет с известным брендом также может поработать над своим имиджем, прибегнув к лекциям в режиме on-line, электронным дидактическим материалам, квалификационным интернет-тестам и т.д.
Если бы университеты были точно уверены в том, что именно привлекает студентов, – не было бы проблем. Пока, к сожалению, студенты (особенно бакалавры) не оценивают вузы с точки зрения полезности академического курса или эффективности программ. Решение поступать в тот или иной вуз обусловливается общим представлением о престижности образования. Играют роль и соотношение «цена-качество», наличие в вузе необходимой данному студенту специальности (к примеру, финансы, учет и аудит, оценка и т.д.), возможность получать образование на иностранном языке, возможность учиться за рубежом по программам обмена, наличие зарубежных преподавателей и другие причины вплоть до географического расположения вуза. Наличие каких-либо особенных программ или курсов играет роль для тех, кто получает МВА или DBA-образование.