Бизнес своими руками
Рынок хенд-мейд-товаров показывает уверенный тренд ростаВ настоящее время мы можем с большой долей уверенности говорить о том, ч...Рынок хенд-мейд-товаров показывает уверенный тренд роста
В настоящее время мы можем с большой долей уверенности говорить о том, что рост интереса к хенд-мейд-товарам в Казахстане стабилен. Безусловно, в силу его специфики подсчитать объем разрозненного отечественного хенд-мейд-рынка практически невозможно, тем не менее, тренд очевиден. За последние пару лет хенд-мейд стал заметным явлением казахстанской жизни. К примеру, по словам Лилии Коноваловой, хенд-мейд-мастера под псевдонимом Веселая Черепаха, украшения ее производства весьма востребованы. «Получается работать только по заказу, постоянная очередь из 4-5 заказчиц», – поясняет г-жа Коновалова.
Данную тенденцию можно проследить и на рынках соседних стран. Так, по сообщению российского издания «Секрет Фирмы», в России многочисленные арт-ярмарки проходят практически каждый месяц, число посетителей увеличивается. Самую крупную из них, Sunday Up Market, за два мартовских выходных посетили около 6 тыс. человек – против 100 на первой ярмарке, прошедшей два года назад. Еще более бурно развивается хенд-мейд в интернете: профильное сообщество в LiveJournal читают почти 13 тыс. пользователей.
Опрос, проведенный «Капитал.kz», свидетельствует о том, что большинство производителей хенд-мейд-товаров считают такую популярность небезосновательной. Действительно, в наш век «штамповки» и «ширпотреба» каждый хочет выделиться из толпы и продемонстрировать свою индивидуальность. В этом смысле хенд-мейд-товары просто находка. Так, по словам Екатерины Топоровой, творческий псевдоним – Купавлена, «многим людям уже надоели «ширпотреб» и то обилие некачественного товара, которое нам предлагают наши географические соседи. Многие хотят иметь что-то эксклюзивное и «с душой», – добавляет г-жа Топорова. С данным заявлением согласна и Арина Конкина, хенд-мейд-мастер. По мнению г-жи Конкиной, в товарах, «сделанных своими руками», потребителей привлекают «недорогая цена и при этом хорошее качество, к тому же, любой человек может заказать у хенд-мейд-мастера эксклюзивную вещь».
В то же время любой мастер хенд-мейд пытается учитывать мнение каждого клиента, он старается предугадать желание и потребности человека, для которого творит. «Я пытаюсь отразить сущность человека, сделать индивидуальное украшение», – утверждает г-жа Коновалова.
Между тем, несмотря на безусловную востребованность эксклюзивных товаров хенд-мейда, не все потребители понимают его материальную ценность. Покупая любую авторскую вещь, мы покупаем ведь не просто затраченные материалы и трудочасы, но и способности, творческий потенциал и искусность мастера. Данный факт констатирует и г-жа Топорова: «На мой взгляд, большинство людей сейчас не совсем понимают труд и «вложение себя» в рукоделие».
Примечателен тот факт, что большинство из хенд-мейд-мастеров не планировали заниматься этим ремеслом, а пришли в него случайно. Начинаясь как хобби, хенд-мейд все больше и больше стал отнимать времени, принося растущий доход. В то же время все люди, всерьез начинающие производить хенд-мейд-товары, увлечены искусством долгие годы, и их выбор в пользу «своего дела» не случаен.
Основной проблемой, по оценке производителей рынка хенд-мейд-товаров, является отсутствие цивилизованного рынка. Одному человеку весьма и весьма проблематично узаконить свой, пусть небольшой, но бизнес. Все мастера хенд-мейд в один голос твердят о том, что они видят развитие своего дела через планирование и структурирование.
Участники хенд-мейд-рынка давно освоили продвижение в виртуальном мире: тематические группы на «Одноклассниках» и в «Вконтакте», блоги, онлайн-магазины и многое другое. Русскоязычное сообщество хенд-мейдеров в LiveJournal содержит более 48,5 тыс. записей, в основном – фотографии выставляемых на продажу работ. Американский портал Etsy.com, появившийся в 2005 году, мировой лидер по продаже товаров хенд-мейд, сегодня насчитывает свыше миллиона пользователей из более чем 150 стран мира. Всего на продажу на Etsy.com выставлено 2,5 млн. работ.
Следует отметить и то, что участники хенд-мейд-рынка хором говорят: несмотря на то, что интерес к авторским вещам растет, ручная работа далеко не самый простой и быстрый способ заработать. В конце концов, рост бизнеса невозможен без масштабирования, а оно идет вразрез с самой концепцией хенд-мейда. Мастера могут создать небольшие серии сувениров или украшений, даже собраться в артели по три-пять человек, но не более. Кроме того, большинству из них гонка за количеством и не нужна: для «правополушарных людей» первостепенно творчество. И пока они творят, на этом могут зарабатывать те, кто возводит вокруг умельцев торговую инфраструктуру: магазины, ярмарки и особенно интернет-порталы. У них и с полушарностью, и с масштабируемостью все благополучно.