Рафис Абазов: «Самый нежелательный сценарий для Кыргызстана – это дестабилизация страны»

Политическая ситуация в Кыргызстане по-прежнему остается острой и непредсказуемой. Несмотря на то, что граница между Казахстаном...

Политическая ситуация в Кыргызстане по-прежнему остается острой и непредсказуемой. Несмотря на то, что граница между Казахстаном и Кыргызстаном официально открыта, немногие из наших граждан решатся поехать в Бишкек на отдых или даже в деловую командировку. О мародерствах и расхищении частной собственности постоянно сообщается в новостных лентах. К тому же, межэтнические столкновения между регионами приводят к гибели многих невинных людей. Как быть временному правительству в такой сложной ситуации и что Казахстан может извлечь из этого политического конфликта? Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказал Рафис Абазов, профессор Колумбийского университета, Нью-Йорк, специализирующегося на центральноазиатском регионе.

– Уважаемый г-н Абазов, как Вы оцениваете текущую политическую ситуацию в Кыргызстане? Что вызывает у Вас особую тревогу?

– Несмотря на все заверения временного правительства, ситуация по-прежнему остается очень сложной. Я считаю, что есть несколько компонентов, которые вызывают особую тревогу: первое, это противостояние севера и юга страны, которое не сглаживается и все более усиливается. Это противостояние мы видим во многих событиях, которые прошли в течение многих недель.

Во-вторых, это фрагментация общества. Мы видим, что различные группировки пытаются продвинуть свои собственные интересы и готовы пойти на конфронтацию с другими группировками, тем самым, защищая свои интересы. Это социальные, политические, региональные группировки и некоторые специалисты приписывают сюда криминальные группы. Вместе с тем, мы видим разные группы общества, которые представлены временным правительством. Так как на данный момент не существует единого голоса во временном правительстве, его представители говорят о разных вещах и пытаются защитить разные точки зрения. Опять же, нет единой политики.

В-третьих, что вызывает опасение, это международный аспект. Сейчас идет большая игра, когда внешние силы конкурируют и соревнуются за влияние на политической арене Кыргызстана.

– Верите ли Вы в успех коалиционного правительства? Сможет ли оно, по Вашему мнению, стабилизировать политическую ситуацию в стране?

– На данном этапе сложно сказать, потому что правительство совершило и совершает множества ошибок, и мне кажется, одна из самых больших ошибок – роспуск Конституционного суда. Да, конечно, некоторые представители Конституционного суда принимали неверные решения и неприемлемо интерпретировали многие статьи конституции. Но это были отдельные члены Конституционного суда, причем здесь целый институт? Именно ликвидация его привела к тому, что в разработке новой конституции нет легитимного органа, который бы помог ее узаконить. С моей точки зрения, это очень серьезная проблема.

Вызывает тревогу во временном правительстве и то, что многие решения пытаются принять сходу, не продумывая нюансы, компромиссы и нестандартные решения. Эта конфронтация не способствует стабилизации общества. Но, с другой стороны, если временное правительство начнет прислушиваться к мнению своих оппонентов, если начнет находить больше компромиссов и действовать более гибко, у него есть шанс на успех.

– Какие приоритеты в работе должны определить для себя новые органы власти Кыргызстана?

– Существует много приоритетов, на которые стоит обратить внимания, но, прежде всего, – это экономический аспект. Дело в том, что за последние несколько лет стало понятно, что корень многих политических проблем заключается в экономическом развитии страны. За эти несколько лет произошли серьезные изменения в стране, в том числе не установилась четкая экономическая политика и стратегия, в каком направлении Кыргызстан должен развиваться экономически. Создавать рабочие места, преодолевая глобальный экономический кризис, и строить партнерские отношения с соседями – такой четкой политики не существовало.

Все понимают, что сейчас глобальный мировой кризис имеет место быть. В данных условиях каждое правительство страны должно заботиться о своем населении, и одна из форм такой заботы – создание рабочих мест. К сожалению, в Кыргызстане такой составляющей не было видно. Так, большое число кыргызов зарабатывают деньги за пределами своей страны. В связи с кризисом многие строительные площадки, предприятия, организации, на которых они работали, заморозили свою деятельность, и огромное количество людей оказались безработными. Правительство Кыргызстана предприняло действия, чтобы вернуть своих граждан обратно. Однако, вернувшись, люди увидели страну практически без возможностей трудоустройства и получения приемлемых заработных плат с приемлемыми условиями жизни. Но такая ситуация в стране не первый день, поэтому когда она продолжается годами, это создает взрывоопасную социальную среду, в которой нестабильное экономическое развитие вызывает опасную социальную ситуацию.

– Какова была позиция Правительства США к сложившейся ситуации в Кыргызстане?

– Мне кажется, события в Кыргызстане были огромной неожиданностью для многих стран мира. Для США Центральная Азия является очень важным геополитическим регионом, который особенно важен в контексте решения проблемы войны в Афганистане. В этом направлении Соединенные Штаты заинтересованы в серьезном сотрудничестве с Кыргызстаном, особенно в эксплуатации перевалочного пункта в аэропорту Манас.

Конечно же, заявления некоторых членов временного правительства горной республики о том, что в ближайшие дни база будет закрыта, вызвали большую тревогу. Данная авиабаза вносит огромный вклад в стабилизацию в Афганистане, так как она является одним из основных пунктов по перевалке людских и гуманитарных ресурсов, которые направляются в эту страну. Поэтому США прикладывают всевозможные усилия, для того чтобы провести переговоры, проясняющие ситуацию. Соединенные Штаты выразили готовность пойти навстречу временному правительству и найти компромисс для взаимовыгодных условий.

В данный момент перевалочный пункт функционирует. Глава временного правительства Роза Отунбаева пересмотрела решение и заявила, что временное правительство будет выполнять все принятые международные обязательства, включая обязательство принятия авиабазы на территории Кыргызстана. А недавно прошло сообщение, что контракт был продлен до следующего года.

– Каким Вы видите Кыргызстан через несколько лет? Какой из сценариев развития возможен для страны с нестабильной политической и экономической позицией?

– Представить Кыргызстан, например, через 5 лет очень сложно, так как политическая, экономическая и социальная ситуации абсолютно непредсказуемы и нестабильны. Все зависит от того, как будут осуществляться стабилизация политической ситуации, принятие новой конституции страны, выбор нового парламента и президента.

Возможно несколько сценариев. Самый оптимальный – в результате принятия новой конституции, референдумов и выборов к власти придут здравые силы, которые примут все усилия для стабилизации страны. В сотрудничестве с зарубежными партнерами попытаются решить экономические и социальные проблемы, стоящие перед Кыргызстаном, а именно привлечь инвестиции, поднять новые отрасли экономики, создать новые рабочие места и сделать Кыргызстан приемлемым партнером и развивающимся государством Центральной Азии.

Второй из сценариев, который возможен, касается текущей нестабильности. Безусловно, нестабильность будет влиять на экономическое и политическое развитие страны. Если рассмотреть гражданскую войну в Таджикистане, то после заключения мирного договора в 1997 году им потребовалось несколько лет для того, чтобы восстановить порядок и начать более стабильный экономический подъем. Это может тянуться и год, и два, и целых пять лет.

Самый нежелательный сценарий – это дестабилизация страны. Конфронтация между севером и югом может привести к тому, что политические элиты этих регионов перестанут искать компромиссы и начнут вести переговоры на конфликтных тонах. В принципе надо иметь в виду, что линия разлома проходит не только между регионами север и юг, есть и этнический компонент, поскольку в Кыргызстане существует большая община национальных меньшинств. Например, в стране из 5,309 млн. населения около 2 млн. человек узбеки. Не стоит забывать и о религиозном компоненте. В стране исповедуются различные религии, что также может стать инструментом дестабилизации.

– Ситуация в Кыргызстане может послужить урокам для Казахстана. Какой урок Казахстан может извлечь из этого внутриполитического конфликта?

– Главные уроки, которые Казахстан может извлечь из данного конфликта, это, во-первых, надо всегда обращать внимание на экономическое развитие страны и нужды людей. Все понимают, что существуют макроэкономические, макрофинансовые проблемы, но когда они касаются населения, каждое правительство обязано принимать все возможные усилия для создания рабочих мест для помощи простым людям.

Во-вторых, всегда надо искать компромисс. Есть такая американская пословица «В каждой сложной ситуации можно найти два очень простых решения. Но, к сожалению, часто эти два простых решения оказываются неверными». То есть присутствует соблазн быстрого решения сложных ситуаций, но быстро решать сложные проблемы и рубить «с плеча» нельзя. Нужно искать компромиссы и более эффективные решения проблем.

И, в-третьих, необходима эффективная политика правительства, которая внедряет долгосрочные планы для дальнейшего видения развития экономики страны.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤